Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательного учреждения города Палласовки Волгоградской области, страница 2

        Наглядно результаты апробации представлены в диаграмме Приложение 10.

        На формирующем этапе работы нами была разработана психологическая помощь в профессиональном выборе на этапе молодости. В системе представлены профориентационные игры, которые проводились с юношами и девушками экспериментальной группы 2 раза в неделю по 1 часу. Всего было проведено 12 занятий.

         Данная система игр помогает молодежи определиться с дальнейшим профессиональным выбором, открывает мир профессий и возможностей, дает возможность снятия напряжения во время занятий и ясно определить приоритеты при выборе профессионального пути.

         На контрольном этапе нашего исследования нами вновь были апробированы те же 5 методик, что и на констатирующем этапе: методика «Личная профессиональная перспектива» (ЛПП), методика определения основных мотивов выбора профессии
(Е.М. Павлютенков), методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реан, методика «Мотивы выбора профессии», опросник «Профессиональные намерения».

         По результатам апробации видно, что результаты исследования профессионального выбора у экспериментальной группы молодых людей выше, чем у контрольной группы молодежи. Это обуславливается отсутствием трудностей при работе по категориям общей ориентации в социально-экономической ситуации в стране и прогнозировании её изменения,  выделение дальнейшей профессиональной цели (мечты) и её согласованность с другими важными жизненными целями, выделение ближних и ближайших профессиональных целей (как этапов и путей к дальнейшей цели), знание конкретных выбираемых целей: профессия, учебное заведение, место работы (микроинформационная основа выбора), представление о внешних препятствиях, знания о путях преодоления внешних препятствий, наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному выбору), представление о смысле своего будущего профессионального труда. Хотя нельзя сказать о полном их отсутствии, можно только отметить заметное снижение трудности при работе с материалом методики ЛПП.

         Также повысился уровень следующих основных мотивов выбора профессии: познавательные, связанные с содержанием труда, эстетические и социальные, что видно из сравнительных диаграмм Приложение 11.

          Также при сравнении данных, полученных по методике «Мотивация успеха и боязнь неудач», при двух ее апробациях, было выявлено, что у экспериментальной группы молодых людей повысилась мотивация на избегание неудач и мотивация ближе к достижению успеха. Наглядно это представлено на сравнительной диаграмме Приложение 12.

          По  итогам проведения профориентационных занятий с юношами и девушками заметно изменилось соотношение мотивов выбора профессии: вырос уровень влияния внутренних социально значимых мотивов и внешних положительных мотивов, однако преобладающим так и остался внутренний индивидуально значимый мотив. (См. Приложение 13.)

          Повторная апробация методики «Профессиональные намерения» дала следующие результаты: повысилась эффективность проф.ориентационной работы и оценка своей пригодности к профессии. Данные представлены в Приложении 14.

Приложение 12.

Сравнительная диаграмма по методике «Мотивы успеха и боязнь неудач» в процентном отношении по результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Приложение 13.

Сравнительная диаграмма по методике «Мотивы выбора профессии» в процентном отношении по результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Приложение 14.

Сравнительная диаграмма по методике «Профессиональные намерения» в процентном отношении по результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента