Метод наблюдения в анализе организации труда и отдыха

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Лабораторная №1 Метод наблюдения в анализе организации труда и отдыха

Цели работы на занятиях по теме:

Учебная: освоение одного из вариантов методики измерения временных параметров деятельности.

Практическая: оценка рациональности организации труда и отдыха по материалам самонаблюдения.

Критерии достижения целей – умения:

Способы их подтверждения
и проверки

1.  На основе заданной цели наблюдения определять способы анализа данных – критерии рациональности организации труда и отдыха

Ø участие в обсуждении

Ø описание критериев рациональности организации труда и отдыха

2.  На основе цели наблюдения и выделенных критериев рациональности разрабатывать систему категорий для наблюдения в конкретной ситуации

Ø участие в обсуждении

Ø описание разработанной системы категорий

3.  Проводить наблюдение за временными характеристиками собственного поведения и деятельности

Ø протоколы наблюдения

4.  Выполнять первичную обработку полученных

Ø расчеты и результаты первичной обработки полученных данных (количественные показатели за весь период наблюдения, недельная хронограмма)

5.  Выполнять анализ полученных данных для определения признаков рациональности и нерациональности организации труда и отдыха, давать на его основе рекомендации по повышению рациональности

Ø письменные выводы о рациональности организации труда и отдыха

6.  Определять возможности и ограничения использования методик измерения временных параметров деятельности в работе педагога-психолога

Ø участие в обсуждении

Ø описание возможностей и ограничений использования данных методик в работе педагога-психолога

Основные понятия и термины темы

Наблюдение, самонаблюдение, внешнее наблюдение, сплошное и выборочное наблюдение, категоризованное и некатегоризованное наблюдение, хронометрия, «фотография дня», хронокарта дня, хронограмма недели.

Этапы работы по освоению темы

Подготовительный этап

Самостоятельная работа

o  Знакомство с методикой измерения временных параметров деятельности.

o  Предварительное составление критериев рациональности организации труда и отдыха (с опорой на рекомендованную литературу).

Работа на занятии

o  Определение критериев рациональности организации труда и требований к получению исходных данных.

o  Разработка системы категорий для использования при проведении наблюдения с фиксацией данных по схемам хронокарты дня и недельной хронограммы.

Содержание работы

Научное или практическое исследование начинается с определения цели наблюдения. В данном случае исследование является учебно-практическим, и его цель уже задана. Предлагаемые варианты методики изучения временных параметров деятельности задают только способы наблюдения и обработки данных и могут использоваться для достижения различных целей. Поэтому до наблюдения важно определить, каким образом на основе данных, получаемых с помощью методик хронометрии, можно делать выводы о рациональности или нерациональности организации труда и отдыха применительно к данной группе испытуемых. Результатом этой работы будет перечень критериев (признаков) рациональности и нерациональности в организации труда и отдыха. Этот перечень в дальнейшей работе может быть расширен. Примером критерия рациональности может служить сбалансированное чередование труда и отдыха, а нерациональности – наличие бесполезных затрат времени.

На основе сформулированных критериев рациональности организации труда и отдыха следует уточнить требования к получению исходных данных. Например, что важно фиксировать в графе «Примечания» при использовании схемы «Фотография дня», какие виды занятий должны относиться к различным категориям при использовании схемы «Хронокарта дня» и т.д.

Для наблюдения с использованием схем «Хронокарта дня» и «Недельная хронограмма» необходимо также разработать систему категорий, опираясь на определенные критерии рациональности организации труда и отдыха.

Наблюдение

Самостоятельная работа

o  Проведение самонаблюдения за временными характеристиками организации труда и отдыха в течение недели с фиксацией данных по следующим схемам:

o  «Фотография дня» ­– первый день наблюдения;

o  Хронокарты дня – в течение недели;

o  Недельная хронограмма – заполняется на основании хронокарт дня.

Содержание работы

При выполнении работы на данном этапе необходимо строго придерживаться описанных в методике схем наблюдения и фиксации данных.

Обработка и анализ результатов, подготовка отчета

Самостоятельная работа

o  Обработка данных за 5 полных дней наблюдения (если занятия проводятся один раз в неделю), составление предварительного варианта анализа рациональности организации труда и отдыха.

Работа на занятии

o  Обсуждение полученных результатов: хода наблюдения (возникших вопросов, проблем), способов обработки и анализа данных, поиска путей более эффективного использования своего времени с учетом полученных результатов.

Похожие материалы

Информация о работе