Изучение личности трудного ребенка. Карта прогнозирования девиантного поведения конкретного ученика и классного коллектива, страница 2

В отношении к людям – эгоистичен, высокомерен, груб, внимателен и заботлив только к интересующим особам.

К самому себе – имеет вредные привычки, часто сквернословит, себялюбив - на основании наблюдения.

8. Характеристика межличностных взаимоотношений: в семье – условия для семейного воспитания отсутствуют, т.к. семья неблагополучна, семья многодетна, оба родителя, малообеспеченное материальное состояние, родители безработные, никакого воспитывающего потенциала семья в развитии и становлении ребенка не несет. С родителями ребенок общается по мере необходимости, никакой позиции в семье не занимает, полностью свободен – на основании данных социального педагога.

В классном коллективе – коллектив класса разделен на 3 микрогруппы, которые в некоторые периоды враждуют между собой, в каждой группе есть свой лидер, группы поделились по направленности деятельности. Статус исследуемого ученика в своей микрогруппе доминирующий, но в классе нет, к воспитывающему мнению коллектива относится негативно, часто агрессивен, в классе является неформальным, скрытым лидером, т.к. вызывает у многих страх и боязнь физического насилия - на основании бесед с учениками класса и проведении методики «Лидер».

В сфере свободного общения – в свободное время предпочитает общение со старшими друзьями, реже с ровесниками, входит в состав нескольких групп, одна из которых несет довольно негативную направленность, другая занимается вокалом и «уличными» танцами. Артем чаще старается встречаться со второй группой и заниматься творчеством, но не может бросить и другую, т.к. друзья и соседи постоянно напоминают и тянут его в негатив - на основании бесед с друзьями и окружением.

9. Участие в различных видах деятельности:

А) отношение к учебной деятельности: слабая успеваемость, уровень знаний общих знаний достаточно низок, однако в интересующих областях можно говорить о высоких результатах. Основные учебные навыки сформированы слабо, не отвечают возрастным особенностям и нормам, основные мотивы посещение школы не учебные, а общение с определенным коллективом, привлечение материальных интересов, проявляет интерес к урокам физкультуры и иногда музыкальным занятиям, слабо развиты мышление, внимание, память, носят в основном непроизвольный характер – на основании анализа учебной деятельности.

Б) отношение к трудовой деятельности: трудовые навыки развиты на низком уровне, самообслуживания, способность к длительным трудовым усилиям отсутствует, в общественно полезном труде не участвует, трудовых обязанностей по дому не имеет, к труду не приучен – на основании бесед с социальным педагогом и школьным психологом.

В) проявляет устойчивый интерес с танцам, пению и туризму. Посещает кружок  дополнительного образования «Пешеходный туризм», «Диско клуб», где занимается в группе, танцующей брейк-данц- на основании наблюдения, беседы с педагогом дополнительного образования.

Г) профессиональной направленности не имеет: на будущую профессию не сориентирован, его «и так все устраивает» - на основании данных предоставленных школьным психологом.

10. Критические отклонения в поведении:

А) отклонения от нормы в состоянии здоровья: явно выраженных нарушений в физическом и психическом здоровье Артема не наблюдается, физическое развитие соответствует возрасту, неврозы и другие отклонения не обнаружены, явно выраженных отклонений в проявлении психических процессов нет, память, мышление, внимание развиты слабо, но до уровня отклонений не относятся.

Б) нарушения в сфере межличностных отношений: в коллективе друзей не отчужден, конфликтен, часто применяет силу к окружающим,  в группе имеет высокий социальный статус, является лидером, однако часто свой статус поддерживает унижением слабых и угрозой физическим насилием.

В) ошибки педагогов: об данных ошибках тяжело говорить, т.к. ребенок изначально запущен семьей, превышение педагогической власти на протяжении учебной деятельности не наблюдалось, также как и унижение личности ученика. Возможно в начальных классах из-за семейного статуса ребенок был лишен индивидуальных стимулов. Отношения между родителями  и педагогами не сложились из-за попустительства в воспитании Артема - на основании данных предоставленных школьным психологом, социальным педагогом.

Г) ошибки семейного воспитания: отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание воспитания на школу и педагогов, отсутствие поручений и приучения к труду в семье, частые конфликты в семье с родителями – на основании данных социального педагога.

Д) социальные причины: противоречия в обществе, в микрогруппе. Поддерживает авторитет силой, запугивает слабых и младших.