Автоматизация судовых дизельных энергетических установок, страница 5

Появление электронных регуляторов существенно расширило возможности САР. При их использовании регулирование превращается в гибкую оптимизацию управляющих воздействий на объект. Функция цели, например, минимальный расход топлива или минимальная токсичность отработавших газов задается человеком и достигается по соответствующим целевым программам. Подобная оптимизация просто невозможна в механических регуляторах.

9.3. Системы автоматического и дистанционного управления

Требованиям к судам со знаком автоматизации А1 и А2 предписано дистанционное и автоматическое управление механизмами СДЭУ. Это означает, что в главных двигателях по команде оператора должны автоматически выполняться процедуры пуска, остановки, реверса и изменения частоты вращения. Для судовой электростанции должны быть предусмотрены устройства, обеспечивающие автоматический пуск резервного дизель-генератора, автоматическую синхронизацию, прием и распределение нагрузки, а также автоматическое отключение потребителей не ответственного назначения в случае аварийной перегрузки работающих генераторов. Требованиями оговариваются количественные показатели выполнения указанных процедур. Так, автоматический пуск резервного дизель-генератора должен осуществляться при достижении 80÷85% нагрузки у работающих генераторов, а время его пуска и ввода в параллельную работу не должно превышать 45 секунд. Подобные требования предъявляются к вспомогательным котлам, компрессорам и осушительным насосам. В частности, для вспомогательных котлов, работающих на жидком топливе, системы автоматического управления должны обеспечивать оптимальный режим горения. Дистанционно предусматривается только отключение котлов. Компрессоры сжатого воздуха должны автоматически включаться при снижении давления ниже предельного значения, также должны автоматически включаться осушительные насосы в зависимости от уровня воды в льяльных колодцах.

Между системами автоматического управления (САУ) и ДАУ имеется много общего, но есть и принципиальные различия. В теоретическом плане САУ описывается разомкнутой структурной схемой, рис. 9.8,а. В ней функциональные элементы располагаются последовательно в строгом порядке, который задан жестким алгоритмом выполнения операций. Помимо последовательной реализации исполнительных операций алгоритм включает различные блокировки, исключающие появление аварийных ситуаций. При срабатывании блокировки выполнение алгоритма САУ прекращается или производится попытка его повторения. Структурные схемы ДАУ (рис. 9.8,б) содержат дополнительно следящие элементы, посредством которых устанавливается однозначное соответствие между выходной и входной координатами. Другими словами, задача следящих элементов сводится к точному воспроизведению на выходе входного сигнала. Это весьма важно, поскольку при ДАУ объект находится на большом расстоянии от пульта управления и поэтому нет возможности для визуального контроля работы исполнительных элементов системы управления.

Как уже отмечено основой функционирования САУ и ДАУ служат алгоритмы. Они обеспечивают точную последовательность выполнения элементарных операций над входными и промежуточными данными для получения желаемого результата. При разработке алгоритмов учитывают, во-первых, правила и инструкции по эксплуатации механизмов СДЭУ, во-вторых, существующую элементную базу измерительных, задающих и исполнительных устройств, средств связи, в третьих, возможные ограничения и блокировки, исключающие неправильное выполнение операций управления и, в четвертых, требования синтеза управляющего сигнала на основе информации о состоянии как самого объекта, так и механизмов, работающих вместе с ним.

Рис. 9.8. Структурные схемы системы управления САУ (а) и ДАУ (б):                                                1 – задающий элемент; 2 – исполнительные элементы; 3 – преобразователь следящей передачи

В САУ используются алгоритмы, которые решают частные, но самостоятельные задачи. К ним относятся системы автоматического пуска, остановки, реверса, синхронизации и т.д. Например, в укрупненном виде алгоритм пуска судового главного дизеля предусматривает выполнение следующих операций: