Стратегический план развития мебельного предприятия ОАО «Минскпроектмебель», страница 3

Основными факторами, способными повлиять на изменение рынка являются степень конкуренции, характер таможенного регулирования, соответствие поставляемой продукции действующим в данном регионе стандартам и нормам.

3.2. Анализ ассортиментной политики ОАО «Минскпроектмебель»

В последнее время появилась тенденция снижения объемов сбыта и затоваривания складов. Это объясняется, во-первых, увеличением попенной платы за лес, что привело соответственно к росту цен на пиломатериалы и конечную продукцию, а во-вторых, вводу таможенного оформления при вывозе мебели в Россию. Это привело к тому, что многие посредники отказались от приобретения мебели у ОАО «Минскпроектмебель». На предприятие не поступают средства, поэтому оно не может производить продукцию, еще пользующуюся спросом. В такой ситуации необходимо тщательно планировать ассортимент.

Во времена административно-командной системы ПКТБМ разрабатывало ассортимент для всех предприятий республики. Проводилось плановое обновление ассортимента раз в четыре года. В настоящее время все предприятия в основном самостоятельно разрабатывают свою мебель и планируют ассортимент. Однако ПКТБМ остается ведущим конструкторским центром в республике. Специалисты ПКТБМ диктуют моду в РБ на определенные виды мебели.

На сегодняшний день вся мебель, производимая ОАО «Минскпроектмебель», делится на три группы:

·  Мебель из синтетического шпона. Она наиболее дешевая, однако, не очень качественная, экологически вредная. Эта мебель практически не вывозится за пределы РБ, продается в основном в сельской местности.

·  Мебель из натурального шпона. Это в основном мебель малых форм, 80% которой в республике продается на экспорт.

·  Мебель из массива древесины практически вся продается на экспорт в дальнее зарубежье – в Германию, Финляндию.

Путями совершенствования ассортимента на предприятии могут быть:

·  Своевременное обновление ассортимента. Обновление ассортимента должно происходить постоянно для удержания рыночных позиций предприятия. Во многих случаях выведение на рынок новых товаров и появление их в продаже может побудить потребителя заменить свою мебель, чего не произойдет, если из года в год покупатель будет видеть одну и ту же мебель.

·  Сокращение размера партий одинаковой продукции. Мебель не должна выпускаться большими партиями. Покупатели должны иметь возможность выбрать что-то индивидуальное, а не гарнитур, который будет стоять в каждой квартире.

·  При формировании ассортимента необходимо следовать не только тенденциям моды, но и объективным требованиям рынка. Для того, чтобы покупать ультрамодную мебель, она должна соответствовать всему интерьеру квартиры. Кроме того, такая мебель быстро выходит из моды, ее нужно постоянно обновлять. В связи с низкой платежеспособностью населения в республике, немногие могут себе это позволить. Следовательно, часть ассортимента должна быть направлена на удовлетворение потребностей относительно небогатых потребителей; соответствовать классическому стилю и габаритам стандартных квартир.

·  Изучение запросов потребителей и степени их удовлетворенности товаром. Это необходимо для выяснения, полностью ли продукция предприятия удовлетворяет потребителя. Если это не так, если мебель покупается только в связи с недостаточным предложением, такая ситуация тревожна в связи с тем, что при появлении  новых моделей конкурентов на рынке сбыт может снизиться. Для предупреждения подобного положения необходимо изучать, в том числе, и запросы потребителей. Это можно осуществлять с помощью опросов или анкетирования в розничных магазинах, в которые поставляют большие партии мебели.

3.3. Анализ номенклатуры продукции ОАО «Минскпроектмебель»

Номенклатура продукции ОАО чрезвычайно широка. Однако многие изделия выпускаются в небольших количествах и их рентабельность невысока. В таком случае не имеет смысла затрачивать средства на их продвижение, проведение других маркетинговых мероприятий. Более целесообразно их модифицировать. А все маркетинговые усилия целесообразно сконцентрировать на наиболее прибыльных изделиях.