Методическое руководство к выполнению лабораторных работ по курсу «Основы повышения надежности и долговечности деталей машин», страница 8

в) после отпуска: - карбидная эвтектика + вторичные карбиды + сорбит отпуска (исх. - мартенсит);

- карбидная эвтектика + троостит  (исх.- аустенит).

2. Практическая часть

Студентам выдаются образцы белого чугуна, содержащего: 2,53%C; 2,20%Mn; 0,55%Si; 0,93%Ni; 14,55%Cr; 0,39%Mo; 0,38%V; 0,11%Ti. Образцы находятся в литом состоянии, в состоянии закалки от 800,850,900,950,1000,1050 и1100 ° С и после отпуска (2 час.) при температурах 200,300,400,500,600 ° С. Студенты замеряют твердость образцов и проводят испытания на абразивное изнашивание на установке Бринелля - Хауорта корундовым песком. Результаты заносятся в таблицу. Кроме того, студенты качественно оценивают магнитность образцов, а также исследуют микроструктуру чугуна и зарисовывают ее внешний вид.

Используя результаты опытов, студенты строят графики зависимостей твердости и износостойкости от температуры закалки и отпуска.

Таблица. Результаты испытаний

Режим термообработки

Твердость  HRCэ

Удельная потеря массы

Dm

b

г/мм

Тип микроструктуры

  Магнитность

     образцов

3. Требования к отчету

Отчет должен содержать:

1. Краткое изложение теоретической части.

2. Таблицу с экспериментальными данными.

3. Графики зависимостей твердости и износостойкости чугуна от температуры закалки и отпуска.

4. Рисунки микроструктуры.

5. Обсуждение результатов.

6. Выводы.

                                          4. Вопросы для контроля

1. Почему высокохромистые чугуны имеют более высокий комплекс механических и эксплуатационных свойств по сравнению с чугунами типа «нихард» ?

2. Объясните причину экстремального изменения твердости высокохромистого чугуна по мере роста температуры нагрева под закалку.