Отчет по второй производственной практике, пройденной на ОАО «Лесохимик», страница 5

масло подсолнечное – на производство олифы Пентоль, лаков ПФ-060 и ПФ-283 – в основном российского производства. В 2000 году было импортировано 775 тонн масла, в том числе 705 тонн из РФ и 70 тонн из Украины и Молдовы. В России масло закупается у предприятий-производителей Аннинского МЭЗ (г. Анна), Лизкинского МЭЗ (г. Лизки), Ржевского МЭЗ (г. Ржев);

малеиновый ангидрид – на переработку фракции С9 – поступает из Венгрии, ТОО «МОЛ-КЕМ» (г. Будапешт). В 2000 г. закуплено 78 тонн малеинового ангидрида;

фталевый ангидрид – для производства лаков ПФ-060 и ПФ-283 – покупается у белорусского производителя ОАО «Лидалакокраска». В России фталевый ангидрид производят предприятие «Салават-Нефтехим», химические заводы в Новокузнецке, Перми, Черкасске, Губе. В 2000 г. из РФ было импортировано 62,5 тонн фталевого ангидрида;

ортоксилол – для производства лаков ПФ-283, ПФ-060, переработки фракции С9 – производит предприятие «Салават-Нефтехим».   В 2000 году из России получено 76,5 тонн.

Поставка сырья и материалов, приобретаемых на территории республики, осуществляется в основном собственным автомобильным транспортом, из-за пределов Беларуси – железнодорожным.

Возможности для сокращения импорта сырья очень ограничены, поскольку большинство химикатов в республике не производится.

Маркетинговый   план

Функция внедрения новых методов и подходов к анализу рынков сбыта продукции, продвижению ее к потребителям возложена на службу маркетинга. Маркетинговая деятельность предприятия направлена на исследование рынков сбыта, изучение конкурентов, выявление нужд потребителя и наиболее полное их удовлетворение.

Основными принципами работы службы маркетинга на ОАО «Лесохимик» являются:

Расширение рынков сбыта:

по объемам и ассортименту продукции;

по географическому принципу (за счет освоения рынков государств СНГ и Прибалтики);

для чего служба маркетинга проводит сегментирование рынка, изучает потребности потенциальных покупателей на каждом сегменте и разрабатывает маркетинговую стратегию для каждой группы потребителей.

Основными потребителями продукции предприятия являются предприятия лакокрасочной, резинотехнической, целлюлозно-бумажной промышленности, производство синтетического каучука. Фасованная продукция находит спрос у населения: лакокрасочная продукция – при проведении ремонтных и строительных работ, жидкость автомобильная охлаждающая – для обслуживания автомобилей в зимний период, скипидар – в качестве растворителя, а также для медицинских целей.

Продвижение новых видов продукции.

Работники отдела маркетинга и сбыта постоянно принимают участие в различных выставках и ярмарках. В 2000 году продукция ОАО «Лесохимик» была представлена на  выставках в НВЦ «Белэкспо», «Культхозтовары-2000», ОАО «Потребительский рынок», «Бизнес-Мост». Предприятие дает рекламные объявления в печатных изданиях областных центров Беларуси – газетах «Вечерний Минск», «Вечерний Брест», «Вечерний Гомель» и др., а также в республиканских газетах – «Коммерсант Беларуси», «Бизнес Беларуси».

Сбор информации о продукции и ценах конкурентов для установления наиболее оптимальных рыночных цен и объемов производства.

Специалисты коммерческих служб предприятия изучают объемы продаж конкурентов на различных рынках внутри республики и за ее пределами, особенности качества и ценовой политики конкурирующих фирм, их методы организации сбыта и продвижения продукции.

Основными конкурентами предприятия на белорусском и российском рынках являются:

по канифоли сосновой, скипидару живичному и клеям канифольным – российские предприятия  Барнаульский канифольный завод, «Иркутскхимлес» (Иркутск), «Химпром» (Волгоград), «Оргсинтез» (Нижний Новгород), Тихвинский леспромхоз (Ленинградская обл.) и украинский производитель «Янтарь» (Житомирская обл.), а также китайские производители;

по лакам и растворителям – Котовский и Загорский лакокрасочные заводы, ООО «АНПР» (Ярославль) в России и белорусские производители ОАО «Лидалакокраска» (Лида) и «Нафтан» (Новополоцк);