Оборотные средства и эффективность их использования на предприятии ОАО "МПОВТ", страница 13

Выработка условий предоставления кредитов клиентам является ключевым моментом в управлении ДЗ, поскольку оказывает влияние на объемы продаж и поступлений денежных средств. Например, пре­доставление больших отсрочек оплаты товара или скидок, скорее всего, приведет к увеличению объема продаж. При оценке возможности предоставления клиенту скидки за досрочную оплату счетов, финансовый менеджер должен срав­нить дополнительный доход, который можно получить от размеще­ния полученных средств на денежном рынке с размером скидки.

Условия кредитования напрямую вли­яют на издержки и дополнительные доходы, связанные с дебитор­ской задолженностью. Если установлены жесткие условия получе­ния кредита, то предприятие будет иметь меньший объем дебитор­ской задолженности, меньше убытков от «плохих» долгов, но одно­временно, вероятно, меньший объем продаж и полученных доходов, а также вызовет недовольство клиентов. С другой стороны, при «мягкой» кредитной политике предприятие увеличивает объем про­даж и валовой доход, но несет повышенный риск неплатежей и высокие альтернативные издержки из-за «замораживания» средств.

Условия оплаты могут быть смягчены, если необходимо изба­виться от избыточных или ненужных запасов либо если про­изводится сезонный товар, продажи которого максимальны в опре­деленный период. Если продукт является скоропортящимся, необходимо устано­вить короткий период оплаты либо требовать оплату по поставке.

Для того чтобы решить, предоставлять ли кредиты мелким кли­ентам предприятия, необходимо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками по ДЗ. Если предприятие не работает на полную мощность, то дополнительные продажи будут приносить прибыль, так как постоянные издержки не изменяются. Предприятие может принимать решение о предоставлении кредита клиентам только в случае, если это приводит к получению чистого дополнительного дохода.

Оценка состояния дебиторской задолженности. Важным показателем такой оценки является оборачиваемость ДЗ. Она свидетельствует о степени возврата задолженности, ее ликвидности. Определяется показатель оборачиваемости по числу оборотов средств в ДЗ или длительности одного оборота следующим образом:

                                             Кдз  =,                                                     (10)

                                             Тдз = ,                                                     (11)

где     Кдз – число оборотов дебиторской задолженности;

          ОП – продукция отгруженная в отпускных ценах;

          ДЗ – средняя сумма дебиторской задолженности;

          Тдз – длительность оборота дебиторской задолженности в днях;

          Д – количество дней в анализируемом периоде.

Сравнение фактической оборачиваемости ДЗ с аналогичными показателями других субъектов хозяйствования в отрасли позволяет оценить конкурентные преимущества данного предприятия в области финансового управления. Анализ показателей оборачиваемости ДЗ на предприятии за ряд лет или других временных периодов позволяет оценить эффективность финансового управления в целом, и  дебиторской задолженностью в частности.

Дополнительные издержки по ДЗ возникают в связи с возможным увеличением «плохой» задолженности и «замораживанием» средств на определенный период. Потери от «плохой» задолженности учитываются в процентах к стоимости дополнительного объема продаж (обычно эта величина составляет 5-10%). Процедура оценки включает два шага: определение дополнительного объема продаж с учетом цены со скидкой и определение потерь от «плохой» ДЗ в денежном выражении (с учетом принятого процента от общего объема дополнительных продаж).

Для оперативного контроля дебиторской задолженности предприятие может использовать среднюю величину инвестиций в дебиторскую задолженность, определяемую путем умножения объема средней дебиторской задолженности на коэффициент себестоимости/цены.