Система автоматической идентификации транспортных средств «ПАЛЬМА», страница 3

Аппаратура имеет несколько режимов работы, при которых применяется мощность излуче­ния от 0,1 до 2 Вт. Считывающая аппаратура включает излучение после прохождения первой ко­лесной пары каждой подвижной единицы и, соответственно, вык­лючает его перед последней ко­лесной парой. Антенна имеет уз­кую диаграмму направленности, развернутую в сторону проезжа­ющего подвижного состава, ос­нащенного кодовым бортовым датчиком.

Российская система радиочас­тотной идентификации «Пальма» разрабатывалась по заданию МПС в соответствии с международ­ным стандартом ИСО 10374. Про­грамма ее внедрения предусмат­ривает оборудование кодовыми бортовыми датчиками всего под­вижного состава железных дорог России и других государств СНГ и стран Балтии с установкой 8000 пунктов считывания в России (пер­вая очередь - около 3000) и 1700 пунктов в других государствах СНГ и Балтии. Это позволит высвобо­дить значительный контингент ра­ботников железных дорог низко квалифицированных категорий, улучшить использование грузо­вых вагонов, сократить потреб­ность в локомотивах. Общий эко­номический эффект может со­ставить до 19 млрд. руб. Для сравнения: в США система авто­матической идентификации оку­пилась в первый же год полно­масштабного применения.

Учитывая большую эффектив­ность системы, железнодорож­ными администрациями госу­дарств СНГ и Балтии принято со­гласованное решение о ее вне­дрении с обеспечением в перс­пективе контроля не только ваго­нов и локомотивов, но и крупно­тоннажных контейнеров, перево­зимых по железной дороге, гру­зов, закрытых запорно-пломби­рующими устройствами с элект­ронной меткой, важнейших узлов и агрегатов подвижного состава.

Рис. 1. Кодовый бортовой датчик КБД-2

принципиальные технические решения

На локомотиве, вагоне, круп­нотоннажном контейнере крепит­ся (рис. 1) пассивный кодовый бортовой датчик (КБД). Сам он не генерирует, а лишь модулиру­ет отражаемые радиосигналы, ко­торые поступают от напольного считывающего устройства, ста­ционарно устанавливаемого на небольшом, в несколько метров, расстоянии от железнодорожно­го пути в точках контроля движе­ния поездов. Для выполнения сво­их функций КБД имеет полосковую антенну, модулятор волно­вого сопротивления и интеграль­ную микросхем у функциональ­ного преобразователя кода с по­стоянным запоминающим устройством. НСУ (рис. 2) облучает КБД непрерывным, немодулирован­ным радиосигналом в диапазоне частот 860 - 870 МГц. Датчик отражает радиосигнал, модули­руя его в соответствии с закоди­рованной информацией о под­вижном средстве. НСУ принима­ет модулированный датчиком от­раженный сигнал, декодирует его и передает информацию о под­вижном средстве на концентра­тор информации по линии связи.

Датчик КБД-2, устанавливае­мый на вагонах и локомотивах, имеет память 128 бит, достаточную, в том числе и для записи 12­значного номера подвижной еди­ницы. С антенной НСУ он взаимо­действует на расстоянии до 5 м, обеспечивает сохранность данных в диапазоне температур от -600 С до +90 С, нормально функцио­нирует при температуре окружа­ющей среды от -500 С до +70 С, при относительной влажности воз­духа до 100%, дождях и тумане, обледенении до 3 мм, покрытии слоем сажи, нефти или мазута толщиной до 1 мм. Датчик защи­щен от вибраций и ударов. НСУ дополняет считанную с КБД ин­формацию сведениями о пункте и времени фиксирования данных, о направлении движения. Для кон­троля дополнительно могут счи­тываться количество осей под­вижного состава, фиксироваться подвижные единицы, у которых КБД отсутствует или неисправен.

Напольное считывающее уст­ройство излучает радиосигналы лишь в периоды, когда рельсовая цепь блок-участка, к которой «привязан» излучатель, занята подвижным составом. При отсут­ствии его НСУ находится в дежур­ном режиме. Память устройства имеет емкость 512 КБ.

После прохода поезда блок накопленной информации по ка­налу связи передается в обраба­тывающий компьютер дорожно­го вычислительного центра. Счи­тывание ее ведется при скоростях движения до 140 км/ч. За один эпизод считывания НСУ произво­дит многократный опрос каждо­го КБД. Этим в сочетании со спе­циальными способами контроля ввода данных и с помехозащи­щенным кодированием достига­ется высокая достоверность ин­формации. Расчетная вероятность ошибки - не более одного не­ обнаруженного ошибочного счи­тывания на 1 млн. считываний ин­формации с КБД. Достоверность информации повышается за счет использования программных ме­тодов обработки данных в АСУ.