Анализ финансовых результатов ОАО "Полоцк-Стекловолокно", страница 2

                                          П = ∑[VРПобщ×Удi×(Цii)],                  (7.2)

где П - прибыль от реализации продукции, млн. руб.;

VРПобщ - объема реализации продукции (работ, услуг), т;

Удi – структура реализованной продукции (работ, услуг), в долях;

Цi - среднереализационные цены, млн. руб.;

Сi – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), млн. руб.

Прежде чем проводить анализ необходимо рассчитать такие показатели, как выручка, затраты и прибыль от реализации всего объема продукции за 2002 и 2003 годы, а также необходимо пересчитать данные показатели на объем продаж 2003 года.

Выручка от реализации продукции рассчитывается по формуле (7.3):

                                                   В = ∑(VРПi×Цi),                           (7.3)

где В - выручка от реализации продукции, млн. руб.;

VPПi – объем реализации i-ого вида продукции, т.

Затраты на производство всего объема продукции рассчитываются по формуле (7.4):

                                                   З = ∑(VРПi×Ci),                           (7.4)

где З - затраты на производство всего объема продукции, млн. руб.

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами на производство продукции и рассчитывается по формуле (7.5):

                                                        П = В – З,                                (7.5)

где П – прибыль от реализации всего объема продукции, млн. руб.

По формулам (7.3) – (7.5) рассчитаем вышеприведенные показатели, результаты расчетов представим в виде табл. 7.2.

Таблица 7.2

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации              продукции, млн. руб.

Показатель

Условное обозначение

2002 год

Данные 2002 года, пересчитанные на объем продаж 2003 года

2003 год

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки

В = ∑(VРПi×Цi)

63139

56954

72958

Полная себестоимость реализованной продукции

З = ∑(VРПi×Ci)

50883

47209

60475

Прибыль от реализации продукции

П

12256

9745

12483

Из формулы (7.2) видно, что для получения показателя выручки от реализации в базовом году, пересчитанную на отчетный объем продаж, нужно устранить фактор влияния цен – оставить их на базовом уровне. Ведение такого расчета в условиях многономенклатурного производства очень трудоемко. Поэтому для устранения фактора цены можно воспользоваться индексом цен производителей промышленной продукции за 2003 год. Он показывает, во сколько раз увеличились в среднем цены на промышленные товары год. Значит, выручка от реализации продукции 2002 года, пересчитанная на отчетный объем продаж 2003 года, (Вусл ) находится по формуле:

                                               ,                                               (7.6)

где       В1 – выручка от реализации за 2003 г., млн. руб.

Вусл =72958 / 1,281= 56954 млн. руб.

Полная себестоимость реализованной продукции 2002 г., пересчитанная на отчетный объем продаж, (Зусл ) находится по формуле:

                                               ,                                                (7.7)

где       З1 – полная себестоимость реализованной продукции за 2003 год.

Зусл = 60475 / 1,281 = 47209 млн. руб.

Для расчета индекса объема реализации продукции воспользуемся формулой (7.8):

                                                           Ivрп ,                                  (7.8)

где Ivрп – индекс объема продаж;

∑VРПi1 - фактический объем реализации, т;

∑VРПi0 – базовый объем реализации, т.

Для анализируемого предприятия:

.