Анализ практики ценообразования на научно-производственном республиканском унитарном предприятии "Диалек", страница 2

Таблица 3

Цены и рентабельность некоторых видов продукции НП РУП "Диалек"

Наименование

препарата

Бифидумбактерин

Диалакт

Биофлор

Плазмол

100 мл

1 мл.

един. изм.

фл.

фл.

фл.

амп.

2002 год

Цена оптовая

275

275

2 200

197

Рентабельность

18%

19%

12%

12%

2003 год

Цена оптовая

320

306

2 294

206

Рентабельность

21%

26%

52%

46%

Как видно из таблицы 3, рентабельность всех четырех видов продукции в 2003 году увеличилась по сравнению с 2002 годом. Но в одном случае (препараты  бифидумбактерин и  диалакт) она увеличилась на 3 % и 7 % , а в другом                  (препараты биофлор и  плазмол) – на 40 % и 34 %.

В первом случае увеличение рентабельности обусловлено увеличением цен на продукцию и незначительным снижением материальных затрат на производство препаратов данного вида. Дальнейшее увеличение цены невозможно, так как существует жесткая конкуренция со стороны российских предприятий, предлагающих аналогичную продукцию по сходной цене.

Во втором случае резкое увеличение рентабельности произошло за счет значительного снижения затрат на производство данной продукции, в частности уменьшения стоимости сырья практически в два раза вследствие заключения контракта с новым поставщиком. Но препараты биофлор и плазмол не имеют зарубежных аналогов или же их стоимость довольно велика, поэтому за счет увеличения цены можно еще безболезненно увеличить рентабельность на 5-10 %. При поставке же этих препаратов на российский рынок можно довести рентабельность до 70-80 %, чем значительно улучшить финансовое состояние предприятия.

Внерыночные принципы и методы формирования цен строятся на том, что они должны определятся на предприятии, то есть в сфере производства, нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда – затратный метод ценообразования. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене. Руководство НП РУП "Диалек" с одной стороны стремится,  чтобы цены соответствовали рыночным и способствовали устойчивому спросу продукции,  с другой – обеспечивали бы безубыточность производства и получение оптимальной прибыли. 

Цели ценовой политики: обеспечение сбыта,  максимизация прибыли,  удержание своей доли рынка.

На все виды продукции, выпускаемой предприятием, составляется калькуляция, которая определяет экономическую выгодность, вскрывает резервы экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Плановая калькуляция утверждается директором предприятия НП РУП "Диалек".

Таблица 4

Плановая  калькуляция изготовления биогенного препарата «Плазмол»

Статьи затрат

Сумма,

п/п

руб.

1

Сырье, материалы

51,4

2

Транспортно- заготовительные расходы

2,8

3

Основная заработная плата

4,2

4

Дополнительная заработная плата

1,0

5

Отчисления в Фонд социальной защиты населения

1,8

6

Чрезвычайный налог и обязательные отчисления

в государственный фонд содействия занятости (5%)

0,3

7

Общепроизводственные расходы

30,3

8

Общехозяйственные расходы

68,6

9

Прочие производственные расходы

25,0

10

Производственная себестоимость

185,4

11

Полная себестоимость

185,4

12

Прибыль

21,0

13

 Оптовая цена 

206

14

 Целевые сборы в местные бюджетные фонды

 по единому платежу в размере 2,5%

5,3

15

 Отчисления в республиканские фонды по единому

 платежу в размере 2%

4,3

16

 Отпускная цена

216

Плановая калькуляция представляет собой расчет плановой себестоимости единицы продукции, составленный по статьям затрат. Все затраты в калькуляции рассчитываются на основе плановых норм, которые представляют собой технически обоснованные нормы расхода ресурсов в планируемом периоде, с учетом обеспечения мероприятий по снижению себестоимости продукции.