Строение и химические свойства нуклеиновых кислот и их мономерных единиц: Методическая разработка для проведения занятия

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра общей и биоорганической химии

Обсуждено на заседании кафедры ___________________

Протокол №_____________________________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами

I курса лечебного факультета по биоорганической химии

Тема № 17: Нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты

Время: 3 часа

1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Сформировать знания строения и химических свойств нуклеиновых кислот и их мономерных единиц – нуклеотидов как химическую основу для усвоения различных уровней структурной организации макромолекул нуклеиновых кислот и действия нуклеотидных коферментов.

Приобретение студентами умений и навыков написания структурных формул нуклеозидов, нуклеотидов, первичной и вторичной структуры ДНК и РНК.

МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

Нуклеиновые кислот (НК) играют главную роль в передаче наследственных признаков (генетической информации) и управлении процессом биосинтеза белка. Их полимерные цепи построены из мономерных единиц – нуклеотидов. Нуклеотиды имеют большое значение не только как строительный материал для нуклеиновых кислот. Они участвуют в биохимических процессах и особенно важны в роли коферментов, т.е. веществ, тесно связанных с ферментами и необходимы для ферментативной активности.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:

а) цикло-оксо- и лактим-лактамная таутомерия;

б) строение и свойства гликозидов;

в) строение и свойства сложных эфиров;

г) водородная связь.

В результате проведения занятия студент должен:

1) знать:

- понятие о нуклеиновых кислотах и их биологической роли;

- строение азотистых оснований пуринового и пиримидинового ряда, их ароматические свойства и таутомерные превращения;

- комплементарность азотистых оснований, водородные связи в комплементарных парах нуклеиновых оснований;

- строение и номенклатуру нуклеозидов, конфигурацию гликозидного центра;

- строение и номенклатуру мононуклеотидов, их гидролиз;

- первичную структуру нуклеиновых кислот;

- строение, гидролиз и биологическую рол АТФ;

- строение и биологическую роль нуклеозидциклофосфатов;

- строение никотинамидных коферментов НАД-НАДН, их участие в окислительно-восстановительных реакциях (взаимодействие с гидрид-ионом);

- лекарственные средства, являющиеся производными азотистых оснований: 5-фторурацила и 6-меркаптопурина.

2) уметь:

- составлять структурные формулы азотистых оснований пиримидинового и пуринового ряда, описывать их ароматичность и таутомерные превращения;

- описывать водородные связи, возникающие между комплементарными азотистыми основаниями;

- составлять структурные формулы и давать названия нуклеозидам и мононуклеотидам;

- составлять схемы кислотного и щелочного гидролиза мононуклеотидов;

- составлять структурные формулы трехнуклеотидных фрагментов цепи ДНК или РНК;

- составлять структурную формулу АТФ, указывать макроэргические связи в молекуле и описывать ее гидролиз;

- составлять структурные формулы нуклеозидциклофосфатов и описывать их биологическую роль;

- составлять структурные формулы коферментов НАД-НАДФ в окисленной и восстановленной формах; описывать схемы окислительно-восстановительных реакций in vivo с их участием;

- составлять структурные формулы лекарственных препаратов, являющихся производными азотистых оснований (5-фторурацила и 6-меркаптопурина).

2. СВЯЗЬ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:

Полученные знания о строении и химических свойствах НК, биохимические действия нуклеотидных коферментов необходимы студентам при изучении курсов медицинской биологии, биохимии, нормальной и патологической физиологии, фармакологии, клинических дисциплин.

3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Нуклеиновые кислоты, представители. Биологическая роль.

2. Азотистые основания пиримидинового ряда, входящие в состав нуклеиновых кислот. Ароматические свойства. Лактам-лактимная таутомерия.

3. Азотистые основания пуринового ряда. Ароматические свойства Лактам-лактимная таутомерия.

4. Комплементарность азотистых оснований. Водородные связи в комплементарных парах нуклеиновых оснований.

5. Нуклеозиды. Строение пуриновых и пиримидиновых мононуклеозидов. Конфигурация гликозидного центра.

6. Нуклеотиды. Строение мононуклеотидов. Номенклатура. Гидролиз нуклеотидов.

7. Первичная структура нуклеиновых кислот. Фосфодиэфирная связь.

8. Характер различий между ДНК и РНК (по строению и функциям).

9. Строение АТФ. Макроэргические связи. Гидролиз АТФ. Биологическая роль АТФ.

10. Нуклеозидциклофосфаты (Ц-АМФ). Биологическая роль.

11. Никотинамидные коферменты. Строение НАД – НАДН, участие ее в окислительно-восстановительных реакциях (взаимодействие с гидрид-ионом).

12. Лекарственные средства, производные азотистых оснований (5-фторурацил, 6-меркаптопурин).

4. вопросы ДЛЯ САМОконтроля знаний:

1. Напишите строение пиримидиновых оснований, входящих в состав нуклеиновых кислот и назовите их.

2. Приведите строение участка м-РНК, полученного в результате транскрипции с участка ДНК – ЦГ.

3. Напишите схему полного гидролиза цитидин-5-монофосфата. По какому механизму он протекает. Назовите полученный продукт.

4. Напишите схему взаимодействия АТФ с валином с образованием амино-ацил-аденилатного комплекса.

5. Напишите схемы обратимых окислительно-восстановительных реакций с участием кофермента НАД для этилового спирта и молочной кислоты.

ПЕРЕЧЕНЬ СОЕДИНЕНИЙ, ФОРМУЛЫ КОТОРЫХ

НУЖНО ЗНАТЬ К ЗАНЯТИЮ:

1. 5-фторурацил                                       6. 5'-уридиловая кислота

2. АТФ                                                      7. Тимин

3. Урацил                                                  8. Гуанин

4. Аденозин                                              9. Цитозин

5. 5'-тимидиловая кислота                      10. Уридин

5. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Конспект лекций.

2. Тюкавкина, Н.А. Биоорганическая химия: учебник для вузов/ Н.А. Тюкавкина, Ю.И. Бауков. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2005. – С. 420-444.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии: учеб. пособие/ Н.Н. Артемьева [и др.]: под ред. Н.А. Тюкавкиной. – М: Медицина, 1999. – С. 276-288.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1.Слесарев, В.И. Основы химии живого: учебник для вузов/ В.И. Слесарев. – СПб.: Химиздат, 2001. – С. 626-636.

2. Зеленин, К.Н. Химия: учебник для медицинских вузов/ К.Н. Зеленин. – СПб.: Специальная Литература, 1997. – С. 476-480, 574-582

3. Пузаков , С.А. Химия: учебник для вузов/ С.А. Пузаков. – М.: Медицина, 1995. – С. 144-156.

Авторы:Зав. кафедрой, доцент, к.х.н. Лысенкова А.В., доцент, к.х.н. Филиппова В.А., ст. препод. Прищепова Л.В., ст. препод. Чернышева Л.В., ст. препод. Одинцова М.В., ассистент Короткова К.И.

08.01.2009

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
40 Kb
Скачали:
0