Социальные типы культуры. Понятие "массовая культура". Этнонациональные типы культур

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Типы и виды культуры.

            Общее понятие «культура» в реальной жизни воплощается, проявляется во множестве конкретных типов культуры. Типы культуры – конкретно-исторические совокупности ценностей и норм, которые образуют целостные, относительно замкнутые системы, которые образуют целостные, относительно замкнутые системы. Эти системы состоят в свою очередь из ценностей и норм, сложившихся в различных сферах общественной жизни и представляющих собой соответственно художественную, экономическую, политическую, нравственную, правовую, религиозную и другие культуры, которые называют сферами культуры.

            Содержательная характеристика конкретно-исторических типов культуры называется типологией культуры. История развития теоретической мысли о культуре знает много типологизаций, например, Данилевского, Ницше, Шпенглера, Сорокина, и др. Существует более десятка встречающихся в теоретической литературе принципов систематизации культуры. В качестве основных критериев можно назвать следующие:

- социальная структура общества,

- регионально-этническая специфика общества,

-исторический тип общества.

1.Социальные типы культуры.

Любое общество неоднородно, состоит из разных социальных групп – национальных, демографических, профессиональных ит.д. Несмотря на существующую между ними различия, у них некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся различий постепенно у каждой из них формируется собственная культура, получившая название субкультура.

            Субкультура – эта часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающая или противостоящая доминирующей куьтуре, но в главных частях согласующаяся и продолжающая ее.

      Контркультура. Термин предложен американцем Т.Роззак в труде "Становление контркультуры" (1969). В целом идейным предшественником контркультуры считают философию Ф.Ницше.

Элитарная концепция Ф.Ницше проявляет себя в виде сверхчеловека. Сверхчеловек имеет привилегированное положение в обществе и наделен уникальной эстетической восприимчивостью.

Наиболее яркое проявление контркультуры – движение хиппи. Это бунт против действительности, против стереотипов, против ядерной и технотронной действительности. Массу шокирует поведение представителей контркультуры: манера одежды, мышления, поведения, чувствования, общения. Культ спонтанного, неконтролируемого разумом поведения, склонность к массовым сборищам, оргиям, наркотикам, создание коммун, коллективных семей с беспорядочными половыми связями, сексуально-революционная мистика тела и т.д.

Контркультура может быть определена  как протест против материального благополучия, конформизма и бездуховности наиболее обеспеченной части человечества. Представители контркультуры провозглашают собственность, семью, нацию, этику, личную ответственность и другие традиционные ценности цивилизации ненужными предрассудками.

Контркультура характерна для элиты молодежной среды, следовательно, ее можно рассматривать как молодежную контркультуру, как социальный инфантилизм, как детскую болезнь молодежи, физическое становление которой наступает гораздо раньше гражданского становления. Представители контркультуры впоследствии, после обретения жизненного опыта, становятся вполне законопослушными представителями своего общества.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень выделяют такие типы культуры, как элитарная, народная и массовая.

Элитарная культура существовала с античных времен. В ХХ в. в элитарной культуре произошли такие явления как распад реализма в пластических искусствах, появление импрессионизма, кубизма; трансформация романа в "поток жизни", "поток сознания" Пруста и Джойса; символизм в поэзии (Блок, Белый).

Явления элитарной культуры исследовали Ницше, Ортега, Парето и др. По мнению Ортеги, элита есть в каждом обществе. Элита – это наиболее способная к духовной деятельности. Одаренная нравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно элита обеспечивает прогресс общества. Поэтому художник сознательно обращается к ней, а не к массе. Недостаток элитарной культуры – эстетический изоляционизм, бесстрастное отношение к человеку, дегуманизация искусства.

Типичное явление элитарной культуры – теория и практика "чистого искусства". В первой половине ХХ в. сторонниками чистого искусства были С.Дягилев и художник А.Бенуа. Сторонники "чистого искусства" абсолютизировали личность творца. Они считали строго обязательным особое авторское видение действительности в художественном произведении. Причем этот подход понимался как наличие совести у художника.

Под совестью подразумевалась субъективная искренность творца в выражении им красоты. Деятельность Бенуа и других представителей "чистого искусства" получила мировую известность и поддержку от представителей западного модернизма.

Народная культура возникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Авторами  народных творений являются простые люди, не профессионалы. Они зачастую неизвестны. Их произведения распространяются как в письменном, так и в устной форме. И существуют обычно  во множестве вариантов (мифы, эпос, песни, сказки, легенды и т.д.).  К народной культуре относится народная медицина, народная педагогика, суть которой часто выражается в пословицах и поговорках. Народная культура постоянно развивается и пополняется новообразованиями (анектдоты, тосты, песни и т.д.).

Понятие "массовая культура".

Похожие материалы

Информация о работе