Результаты эволюции. Значение дарвинизма. Современные представления о происхождении жизни. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, страница 13

            Возникновение рас - вторичное явление, поскольку все основные признаки человека как биологического вида появились до его разделения на расы. История формирования рас (25-40 тыс. лет назад) связана с миграцией людей в разные зоны и континенты Земли. В настоящее время, благодаря смешанным бракам, начинается процесс стирания различий между отдельными расовыми группами людей.

            Разный уровень культуры народов разных рас определяется общественно-экономическими факторами, а не биологическими особенностями.

            Трехчленное расовое деление: негроиды, европеоиды, монголоиды.

            Пятичленное расовое деление: негроиды, европеоиды, монголоиды, американская и австралоидная расы.

            Сегодня на Земле насчитывается свыше 50 расовых групп, или малых рас.

            Социал-дарвинизм: Г. Спенсер, Ж. Лапуж - общество развивается на базе не социальных, а биологических закономерностей. Возникновение классов в обществе связано с естественным отбором, а классовая борьба является одной из форм борьбы за существование. Они исказили учение о расах Ч. Дарвина, который привел важнейшее доказательство сходства рас и признавал происхождение их от общего корня.

            Расизм фозник в рабовладельческом обществе и сформировался в учение на рубеже 18-19 вв. во времена завоевания колоний, использовался для оправдания эксплуатации одних народов другими. Различный экономический и культурный уровень объяснялся биологическими особенностями рас.

            РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА

            Процесс, приведший к возникновению человека, был вскрыт Ф. Энгельсом, показавшим, что основным фактором исторического развития человека явилась присущая только ему трудовая деятельность.

            К. Маркс в первом томе "Капитала" показал, что труд представляет собой процесс, совершающийся между человеком и природой. Человек своей собственной деятельностью регулирует обмен веществ между собой и природой. Специфически характерную черту человеческого труда составляет то, что человек сам создает орудия труда.

            Согласно теории Энгельса, труд является основным условием всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать, труд создал самого человека. Следуя концепции Дарвина, нужно признать, что предками человека были представители высокоорганизованных обезьян, живших стадами на деревьях.

            Решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку был сделан тогда, когда эти предки начали отвыкать от помощи рук при хождении по земле и стали все более и более усваивать прямую походку. Прямая походка становилась снача правилом, а потом и необходимостью; началось освобождение руки и усложнение ее функций.

            Однако расстояние между неразвитой рукой антропоморфных обезьян и усовершенствованной трудом сотен тысячелетий человеческой рукой крайне велико.

            Крупнейший шаг становления человека был сделан тогда, когда, ставшая свободной, рука начала прогрессивно развиваться под влиянием трудовой деятельности. По Энгельсу, рука является не только органом труда, но также и продуктом его. В силу коррелятивной изменчивости постепенное усовершенствование человеческой руки и сопряженное приспособление ноги к вертикальной походке оказали сильное влияние на все остальные части человеческого организма.

            Развитие трудовой деятельности способствовало более тесному сплочению членов общества на почве совместного трудового процесса; возникала необходимость обмениваться звуковыми сигналами. В результате началось медленное преобразование неразвитой гортани обезьян, а ротовой аппарат стал произносить членораздельные звуки. Таким образом, трудовой процесс обусловил возникновение языка.