Природа и сущность эстетического. Категории эстетики

Страницы работы

Содержание работы

2. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

Возьмем в качестве отправного пункта наших рассуждений конкретный вопрос: равнозначны ли по своему содержанию суждения:

§  Этот предмет красив

§  Этот предмет симметричен

Содержание понятий красиво и симметрично различно. Охарактеризовав предмет красивым, мы охарактеризовали не его качества, а то впечатление, которое он на нас произвел.

Если мы говорим, что предмет красив, то в этом слове зафиксировано чувство удовольствия, которое у нас возбудило созерцание этого предмета. Следовательно, структура понятия красота противоречива. В любом эстетическом направлении мы видим диалектику объективного и субъективного. Аналогична природа таких явлений, как: трагическое и комическое, возвышенное и низкое, прекрасное и безобразное.

Эстетическое основание мира опосредовано человеческими идеалами. Идеал – это то, к чему человек стремится, чего хочет достигнуть. Идеалы рождаются из характерной для человека неудовлетворенности тем, что он имеет и может, из стремления к лучшему и из способности представить себе это лучшее в своем воображении. Соотношение реального с идеальным, осуществляемое людьми в ходе их повседневного общения с окружающим предметным миром, и лежит в основе эстетического освоения действительности.

Диалектика объективного и субъективного преломляется в эстетике как диалектика реального и идеального. Отсюда становятся понятны все особенности эстетических явлений, к характеристике которых мы и переходим.

Категории эстетики:

1)  Прекрасное и безобразное: можем обнаружить во всех видах искусства.

Первобытному мастеру, изобразившему «Палеолитическую Венеру» с гипертрофированными животом, грудью, бедрами она казалась идеалом красоты. Ведь идеальным признаком для него было символизировать деторождение.

Искусство рабовладельческих обществ дает обильный материал о прекрасном. Здесь мы видим отличие героев древневосточной скульптуры от героев скульптуры древнегреческой:

1) отвлеченность, застылость недвижимой формы, симметричность

2) живая динамика движений в трехмерном пространстве

В середине века, где господствовал христианский аскетизм, все телесное признавалось безобразным, низменным. В результате красота стала определяться способностью души освободиться от телесной оболочки и устремиться в потусторонний мир.

Вывод: прекрасное исторически относительно и исторически изменчиво.

Диалектика прекрасного и безобразного в искусстве имеет 2 особенности:

1. Во всех других видах, кроме искусства, красота является необязательной

2. Произведения искусства должны непременно обладать эстетической ценностью.

Эстетическая оценка художественных произведений основывается, прежде всего, на их соотнесении с конкретным идеалом художественного творчества, а затем уже с нашим идеалом совершенного мастерства:

Смена мод – сначала это безобразно, потом прекрасно. Причина – появление вещей, резко противоречащих идеалу, заставляющему считать их безобразными, и только когда происходит смена идеалов, мы ощущаем красоту вещей.

Содержание прекрасного неоднозначно: одно дело нарисовать прекрасное лицо и прекрасно нарисовать лицо. Искусство ведь не ограничивается только изображением прекрасных предметов, но оно производит возвышенное и низменное.

2)  Возвышенное и низменное.

Возвышенное обладает особой силой эмоционального воздействия на человека. Оно вызывает изумление необыкновенностью и грандиозностью. Оно вызывает восхищение своей несоизмеримостью с нашими силами и возможностями, оно заставляет нас преклоняться перед собой.

Религиозное искусство возвышает в своих целях изображения фараонов в Египте, изображения феодальных властителей в Европе, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и т.д. 

Разные жанры искусства обладают различной способностью к воплощению возвышенного: трагедия немыслима без возвышенного героя, в комедии ему нет места. Исторический, батальный жанры живописи требуют возвышенных героев, в пейзаже и натюрморте – нет. Музыка оперы, симфонии способна воплотить возвышенное, камерная музыка – нет. В архитектуре возвышенное заключается в храмах, дворцах. Возвышенность образа привилегией монументальных форм изобразительного искусства. Она им внутренне необходима.

Расцвет возвышенного в искусстве приходит в рабовладельческом и феодальном обществах.

Основой возвышенного в древнем искусстве являлись образы Зевса, Будды, Христа и т.д.

Похожие материалы

Информация о работе