Анализ проекта программы по биологии для поступающих в вузы (Обращение к начальнику Главного управления общего среднего образования)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

                                        МИНИСТЕРСТВО

                                   ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

                                          БЕЛАРУСЬ

                                   Начальнику Главного управления

                                   общего среднего образования

                                   Щербо В.К.

            Кафедра медицинской биологии и генетики Гомельского государственного медицинского института провела анализ проекта программы по биологии для поступающих в вузы и вносит свои пожелания.

            По нашему мнению особенно тщательного пересмотра требует раздел "Общая биология". Ряд вопросов следует конкретизировать, убрать повторы, изменить их последовательность или просто убрать.

            Предлагаем такой вариант.

            Введение. Вызывает вопрос: "Жизнь как особая форма движения материи". Что должен излагать абитуриент с точки зрения биологии? Конкретнее может быть указать, что это свойства и признаки живого.

            Далее по программе мы внесем изменения:

            Клетка - структурная и функциональная единица жизни.

            Цитология как наука. методы изучения клетки. Клеточная теория. Содержание химических элементов в клетке, их роль. Неорганические вещества и их роль в клетке: вода и минеральные соли. Органические вещества: липиды, углеводы, белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ и ее роль в клетке .

            Биологические мембраны. Цитоплазматическая мембрана (плазмалемма), ее строение, свойства и функции. Оболочка клетки. Цитоплазма: гиалоплазма, органоиды. Цитоскелет. Включения. Эндоплазматический ретикулум. Комплекс Гольджи. Митохондрии. Пластиды. Лизосомы. Вакуоли. Рибосомы. Клеточный центр. Органоиды движения.

            Клеточное ядро. Хроматин. Хромосомы. Кариотип. Видовая специфичность кариотипа.

            Особенности строения прокариотической и эукариотических клеток.

            Обмен веществ и энергии в клетке основа жизнедеятельности клетки.

            Взаимосвязь процессов в ассимиляции и диссимиляции. Пластический обмен (анаболизм). Фотосинтез - синтез первичного органического вещества. Генетический код и его свойства. Биосинтез белка. Реакции матричного синтеза.

            Энергетический обмен (катаболизм). Клеточное дыхание. Анаэробное дыхание. Брожение. Аэробное дыхание, его этапы. Внутриклеточное переваривание. Воспроизведение клетки.

            Клеточный цикл. Подготовка клетки к делению. Прямое и непрямое деление клетки. Митоз, его биологическая сущность и значение. Мейоз, биологическая сущность и значение. Сходство и различие между митозом и мейозом.

            Размножение и индивидуальное развитие организмов.

            Типы размножения организмов. Бесполое размножение, его формы. Половое размножение. Сперматогенез и строение мужских половых клеток. Оогенез и строение женских половых клеток у высших животных. Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриональное развитие зародыша у животных. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие.

Закономерности наследственности и изменчивости.

            Генетика как наука. Гибридологический метод Г. Менделя. Основные понятия генетики: аллельные гены, доминантность и рецессивность, гомозигота и гетерозигота, генотип и фенотип. Закономерности при моногибридном скрещивании: закон единообразия гибридов первого поколения и закон расщепления. Промежуточное наследование. Наследование при дигибридном скрещивании. Закон независимого наследования.

            Взаимодействие аллельных генов: типы доминирования, множественные аллели. Неаллельные гены и принципы их взаимодействия.

            Сцепленное наследование. Эксперименты Т. Моргана по сцепленному наследованию. Кроссинговер. Понятие о генетической карте. Хромосомная теория наследования.

            Генетика пола. половые хромосомы. Хромосомное определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

            Понятие о цитоплазматической наследственности. Пластиды и митохондрии как полуавтономные генетические структуры эукариотической клетки.

            Изменчивость организмов, ее типы. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость, ее особенности. Норма реакции. Наследственная изменчивость (комбинативная и мутационная. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Мутации соматические и генеративные, спонтанные и индуцированные. Мутагенные факторы. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

            Генетика человека. Методы изучения наследственности и изменчивости человека. Наследственные болезни человека (генные, хромосомные). Роль медико-генетического консультирования в профилактике наследственных болезней.

            Генетические основы селекции. Методы селекции растений. Методы селекции животных. Основные направления биотехнологии (генная, хромосомная, клеточная инженерия).

Эволюция живых систем.

            Развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Доказательства эволюции (цитологические, анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические).

            Современные представления об эволюции. Элементарные факторы эволюции: мутационный процесс, изоляции, популяционные волны, дрейф генов, миграции. Популяция - элементарная единица эволюции. Генетическая структура популяции. Мутации - элементарный эволюционный материал. Комбинации.

            Движущие силы эволюции. Борьба за существование, ее формы и эволюционное следствие. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора (движущий, стабилизирующий, дизруптивный).

            Микроэволюция. Видообразование. Факторы и способы видообразования. Приспособления - результат действия факторов эволюции.

            Основные направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Арогенез, аллогенез, катагенез - пути достижения биологического прогресса. Способы осуществления эволюционного процесса (дивергенция, конвергенция, параллелизм).

            Далее по тексту - без изменений. В разделе"Биосфера" - ошибка: круговорот веществ и поток энергии как основа существования биосферы. В разделе "Биология человека", "Железы внутренней секреции" следует убрать фразу: нейрогуморальная регуляция.

            По остальным разделам программы замечаний нет. В конце программы желательно перечислить обязательную и дополнительную рекомендуемую литературу для подготовки к экзамену по биологии (школьные учебники, пособия по биологии).

            Для успешной подготовки абитуриентов, желательно чтобы изменения в программе были известны уже к началу учебного года.

            С уважением,

            Зав.кафедрой медицинской Гаврилова Л. П.

            биологии и генетики

            (кандидат биологических наук)

            Преподаватель ПО ГоГМИ Овсепян С. В.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Биология
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
43 Kb
Скачали:
0