Проектирование привода двухвалкового рольганга, страница 6

Т2=89,86 Н×м, n2=673,6 мин-1, ширина шестерни 36 мм, диаметр шестерни d=119,19 мм (z=78. m=1,5), b=10,73; на входном конце вала установлена звездочка FОП=779,63 Н; материал вала - сталь 45ХН, улучшенная, sв=850 МПа, sг=600 МПа. Срок службы длительный, нагрузка близка к постоянной, допускается двух кратная  кратковременная перегрузка.

Решение: 1. Определяем силы в зацеплении:

2.1.Находим реакции в вертикальной плоскости:                    RАВ+ RВВ =Fr

RВВ×96 –Fr×54 +Fa×(d/2)=0 ÞRВВ=670,78 Н

RАВ=Fr - RВВÞRАВ=837,06 Н

2.2. Находим реакции в горизонтальной плоскости:                  RАГ+ RВГ =FОП+Ft

RВГ×96 -FОП×80 -Ft×54=0 ÞRВГ=1496,16 Н

RАГ=FОП +Ft - RВГ ÞRАГ=788,31 Н

3. Уточняем диаметр вала:

4. Разрабатываем конструкцию вала и по чертежу оцениваем его размеры:

диаметр в месте посадки шестерни dш=40 мм; диаметр в месте посадки подшипников dп= dш-5=35 мм;  диаметр  в месте посадки звездочки dз=dп-5=30 мм.


8.2. Второй вал (промежуточный).

Т3=338,05 Н×м, n3=168,4 мин-1, ширина шестерни 36 мм, диаметр шестерни =144 мм (z=96, m=1,5), b=10,73; диаметр колеса =481,34 мм (z=315, m=1,5), b=0; материал вала - сталь 45ХН, улучшенная, sв=850 МПа, sг=600 МПа. Срок службы длительный, нагрузка близка к постоянной, допускается двух кратная  кратковременная перегрузка.

Решение:

1.1. Определяем силы в зацеплении:

1.2. Определяем силы в зацеплении:

2.1.Находим реакции в вертикальной плоскости:                    RАВ-RВВ =F- F

RВВ×288–F×213+F×54Fa×(d/2)=0 ÞRВВ=1388,73 Н

RАВ=F- FrВВ+RВВÞRАВ=2577,28 Н

2.2. Находим реакции в горизонтальной плоскости:                  RАГ- RВГ =FtШ+F

RВГ×288 –FtШ×213 -F×54=0 ÞRВГ=3209,08 Н

RАГ=FtШ -F Г+RВГÞRАГ=6499,6 Н

3. Уточняем диаметр вала:

4. Разрабатываем конструкцию вала и по чертежу оцениваем его размеры:

диаметр в месте посадки шестерни dш=35 мм; диаметр в месте посадки подшипников dп= dш-5=30 мм.

5. По формулам определяем запасы сопротивления усталости в опасных сечениях.

Просчитываем два предполагаемых опасных сечения: сечение II под колесом, ослабленное шпоночным пазом, и сечение II—II под шестерню, ослабленное шпоночным пазом. Для первого сечения изгиба­ющий момент


Сечение I-I:

  Н×м

Крутящий момент Т=338,05×103 Н-мм.

Напряжение изгиба:  МПа.

Напряжение кручения: t= Т/ Wи = 338,05×103/(0,2×35 3) =39,42 МПа.

По формулам:

s-1=0,4×sВ=0,4×850=340 МПа;

t-1=0,2×sВ=0,2×850=170 МПа;

tВ= 0,6×650 =390 МПа.

По таблице для шпоночного паза Ks=1,64;Kt=1,35.

По графику (кривая 2 – для углеродистых сталей), Кd=0,9.

По графику для шлифованного вала КF=1.

По формулам, принимая ys=0,l; yt=0,05 находим: sа=sиsm=0; tm=ta=0,5×t

По формуле:

>[S]=1,5

Сечение II-II:

  Н×м

Крутящий момент Т=338,05×103 Н-мм.

Напряжение изгиба:  МПа.

Напряжение кручения: t= Т/ Wи = 338,05×103/(0,2×35 3) =39,42 МПа.

По формулам:

s-1=0,4×sВ=0,4×850=340 МПа;

t-1=0,2×sВ=0,2×850=170 МПа;

tВ= 0,6×650 =390 МПа.

По таблице для шпоночного паза Ks=1,64;Kt=1,35.

По графику (кривая 2 – для углеродистых сталей), Кd=0,9.

По графику для шлифованного вала КF=1.

По формулам, принимая ys=0,l; yt=0,05 находим: sа=sиsm=0; tm=ta=0,5×t

По формуле:

>[S]=1,5


6. Проверяем статическую прочность при перегрузках. При перегрузках напряжения удваиваются и для первого сечения sи=176,14 МПа и t=78,84 МПа;

[s]=0,8×sT= 0,8×650=480 МПа;

<[ s]=480 МПа

7. Проверяем жесткость вала. По условиям работы зубчатого зацепления опасным является прогиб вала под шестерней. Средний диаметр на участкепринимаем равным dш=35 мм. Здесь

J=p×dш4/64=p×354/64=7,4×104 мм4

Прогиб в вертикальной плоскости:

от силы ег

yВ=Ft×a2b2/(3×E×J×l)=520.34×542×2342/(3× 2,1×105×7.4×104288)=0,0036 мм

от момента Ма прогиб равен нулю.

Прогиб   в  горизонтальной   плоскости   от  сил Ft:

yГ=Ft×a2×Ь2/(З×E×J×l)=1404,62×542×2342/(3×2,1×105×7,4×104×288)з=0,0098 мм

Суммарный прогиб

мм.

Допускаемый прогиб:

[y]=0,01×m=0,01×1,5= 0,015 > 0,0104 мм.