Коперниканский поворот Канта в философии. Метафизика как наука. Философская система Гегеля и его диалектического метода. От философии жизни к философии истории. Проблема исторической реальности и особенности ее познания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. В интеллектуальном развитии Канта выделяют 2 периода: докритический и критический. Докритический - до 70 года - Кант выступал как ученый. Открыл зависимость приливов и отливов от луны, выдвинул гипотезу о происхождении солнечной системы. В работах этого периода особенно во «Всеобщей естественной истории и теории неба» Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы. Критический период - после опубликования трех «критик»: «Критика чистого разума»(1781г), «Критика практического разума»(1788г), «Критика способности суждений»(1790г.).Все эти работы связаны единым замыслом, представляют собой последовательные ступени обоснования «системы трансцендентального идеализма».Так Кант называл свою философскую систему. Кант осуществил коренной поворот в постановке и решении философских проблем. К. делает предметом философии специфику познающего субъекта, которая определяет способ познания и контролирует предмет знания. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые философия ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) - к нему относятся индивидуальные психологические особенности человека - и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта, надындивидуальное начало в человеке). Одна из основных проблем «Критики чистого разума» - как возможно достоверное научное знание. Кант дает отрицательный ответ на вопрос о существовании метафизики (философии) как науки вообще. Достоверное знание - объективное знание. Объективное = всеобщность и необходимость.

Познающему субъекту присущи по природе некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка. Пространство и время - не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив субъективные формы чувственности, изначально присущие челу. Пространство - доопытная форма внешнего созерцания, время - доопытная форма внутреннего созерцания. Эти доопытные формы чувственности создают предпосылки достоверности математического знания. Реализация этих предпосылок осуществляется с помощью рассудка - мышлением, оперирующим понятиями и категориями. Понятия и категории конструируют предмет (лего-го!). Мы можем познать только то, что сами создали. Рассудок не смог бы осуществлять свою функцию без акта самосознания субъекта: я мыслю. Кант назвал это трансцендентальным единством апперцепции (не путать контрацепцией) - по-русски означает объединение восприятий за пределами опыта. По Канту существуют вещи сами по себе (я сам себе и небо и луна). Действуя на органы чувств чела, порождают всякие ощущения. Ощущения упорядочиваются временем и пространством, т.е. располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность. Вещи как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек может знать только явления. Вещи сами по себе для человека становятся вещами в себе, непознанными, нераскрытыми.

Все, что находится за пределами опыта - доступно только разуму. Разум - высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка. Разум оперирует идеями. идеи - представления о цели, к которой стремится наше познание. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок стремится к абсолютному познанию и выходит за пределы опыта, а его средства - категории и понятия - действуют в пределах опыта, поэтому рассудок впадает в иллюзии и запутывается в противоречиях. Тут-то Кант и вводит учение об антиномиях - противоречивых взаимоисключающих положениях. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключения не о мире вещей, а о вещах самих по себе.

2) Проблема свободы и нравственности в практической философии Канта.

Мир вещей самих по себе закрыт для чувственности и, следовательно, для

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
60 Kb
Скачали:
0