Пуск турбины Т-100\130 на 3-й очереди Новосибирской ТЭЦ-4, страница 2

          Наличие на поверхности ротора концентраторов напряжений может привести к образованию трещин вследствие малоцикловой усталости металла. Такими концентраторами напряжений являются термокомпенсационные канавки в области лабиринтных уплотнений. Эти канавки выточены на валу для того, чтобы предохранить ротор от прогиба в случае задевании в лабиринтных уплотнениях.

          При резких теплосменах вследствие концентрации напряжений в области  этих канавок термические напряжения могут значительно превзойти предел текучести металла ротора и сократить срок службы его даже при ограниченном числе теплосмен.

          Следующим фактором, ограничивающим скорость пуска турбины, является возникновение в процессе пуска разности температур между фланцами и шпильками. Наряду с появлением дополнительных напряжений сжатия во фланцах шпильки испытывают значительные дополнительные напряжения растяжения. Это в первую очередь относится к ЦВД, где напряжения от затяжки шпилек велики.

          Следствием термически неустановившегося состояния является также появление разности температур верха и низа корпуса турбины при останове её. Эта разность температур так же может появиться при пуске из-за скопления конденсата в нижних точках корпуса турбины при неудовлетворительной работе дренажных устройств.

          Наличие разности температур между верхом и низом корпуса приводит к выгибу корпуса вверх тем более значительному, чем больше длина корпуса между опорами. Выгиб корпуса приводит к уменьшению нижних радиальных зазоров в уплотнениях диафрагм и надбандажных уплотнениях, что может явиться причиной задевания ротора о статор при вращении ротора.

          Таким образом, с целью предотвращения возникновения недопустимых напряжений и деформаций пуск турбины должен производиться при непрерывном контроле термического состояния различных узлов и деталей турбин.

                               Пуск  турбины из холодного состояния.

          Пуск паровой турбины осуществляется согласно инструкции по эксплуатации, утверждённой главным инженером станции. Режим пуска зависит от начальных параметров пара, конструктивных особенностей, а так же местных условий.

          Пуск турбины можно распределить на три периода:

1.  подготовку

2.  пуск и повышение частоты вращения до номинальной

3.  включение генератора в сеть и нагружение турбины.

    Первый период включает в себя следующие операции: осмотр всего основного и

 вспомогательного оборудования турбоагрегата; проверку наличия контрольно – измерительной аппаратуры, действия средств сигнализации и связи между рабочими местами, а так же состояния и положения пароводяной арматуры; подготовка к пуску и пуск масляной системы; опробование элементов управления и защиты паровой турбины; включение валоповоротного устройства; подачу пара на концевые уплотнения; подготовку и пуск конденсационной установки; включение в работу деаэратора, прогрев паропроводов.

          Длительность и порядок прогрева паропроводов и паропроводной арматуры зависят от исходного температурного состояния и определяются начальными параметрами пара, толщиной стенок и фланцев, а так же длиной прогреваемых участков. Скорость повышения температуры паропровода свежего пара определяется эксплуатационной инструкцией, причем для паропроводов сверхкритического давления регламентируется не только средняя скорость прогрева, но и скорость прогрева при различной температуре металла паропровода.

          Перед пуском необходимо также произвести запись показаний приборов, контролирующих тепломеханическое состояние турбины (тепловое расширение цилиндров, относительное расширение цилиндров, относительное удлинение ротора, прогиб вала, осевой сдвиг ротора, температуру в контрольных точках).

          Перед толчком ротора паром в конденсаторе турбины должен быть создан вакуум не ниже 0,65 кгс/см2.

          Второй период пуска – толчок ротора паром и подъем частоты вращения ротора до номинальной.

          Толчок ротора паром может быть произведён с помощью регулирующего клапана или байпаса главной паровой задвижки (ГПЗ). Пуск турбины регулирующим кланом позволяет более тонко регулировать расход пара, однако в этом случае пар поступает только в одну сопловую коробку, что вызывает неравномерный прогрев корпуса турбины по окружности.