Постановка проблемы защиты окружающей среды, страница 3

Вместе с тем к 2030 году следует ожидать превышение квоты 2012 года по меньшей мере в »1,5 раза (для пессимистического сценария). В среднем для всех вариантов данное превышение может составить 50…140%.

Для оптимистического сценария это означает увеличение выброса СО2 более чем в 2 раза. Такой выброс СО2 потребует разработки дополнительных механизмов регулирования даже в случае «зачета» поглощающей способности лесов России и при пропорциональном делении лесной «квоты» между всеми территориями страны.

Совокупность транспортных ограничений для всех сценариев выражается стоимостью т.у.т франко-бункер энергоблока. Конечная стоимость т у.т. франко-бункер энергоблока по разным оценкам может в 2030 году составлять 40…45 $/т у.т. в Западной Сибири (при расстоянии транспортировки угля 500…1000 км) и на уровне 23…27 $/т у.т. в Восточной Сибири (при транспортировке угля на 300…700 км).

Цена на газ зависит от многих факторов – объемов его добычи, соотношения между экспортом и внутренним потреблением, объема импорта среднеазиатского газа, стоимости транспорта и т.п. Цена на газ по прогнозным оценкам к 2030 году будет составлять 60…70 $/1000 куб м. в Западной Сибири и на уровне 90…115 $/1000 куб м. в Восточной Сибири.

Ограничения по техническому водоснабжению обусловлены дефицитом воды в первую очередь в территориях расположения ГРЭС, входящих в состав ОГК-3, 4, 6. Данный дефицит связан с естественным пополнением территории водой, которая может быть собрана с единицы площади в единицу времени (модуль стока) [2] и обусловливает необходимость применения вентиляторных градирен для вновь вводимых генерирующих мощностей в районах расположения указанных сибирских ГРЭС (при сохранении ареала функционирования). Это вызывает увеличение затрат в оборудование до 1,2% абс. от капиталовложений во вновь вводимые ТЭС.

Рис.3. Увеличение ареала функционирования в зависимости от выработки электроэнергии (сценария)


В условиях увеличения ареала функционирования появляется возможность снять экологические ограничения (по выбросу загрязняющих веществ в атмосферу) и ограничения по техническому водоснабжению, выражаемые в увеличении капиталовложений во вновь устанавливаемые генерирующие мощности.

Вместе с тем, учитывая привязанность теплового потребителя к населенным пунктам, увеличение ареала можно обеспечить лишь за счет мощностей КЭС. Ареал функционирования увеличивается линейно в зависимости от требуемой выработки электроэнергии, рис.3.

Увеличение ареала позволяет исключить затраты, связанные с принудительными системами охлаждения, ввиду выноса КЭС в территории с гарантированным модулем стока, а также снизить затраты, связанные с природоохранными технологиями на КЭС. Доля затрат в природоохранные системы в этом случае не превысит »9% абс. от капиталовложений во вновь вводимые ТЭС.

Рис.4. Оценка изменений затрат в социальную инфраструктуру в зависимости от требуемой выработки электроэнергии (сценарии)


В то же время для всех ТЭС, выносимых в новый ареал, требуется создание социальной инфраструктуры в новых территориях. Укрупненная оценка стоимости таких работ представлена на рис.4. В этой оценке учтена доля электроэнергетики в структуре основных производственных фондов хозяйства страны [3, 4].

Структура вновь вводимых генерирующих мощностей ТЭС СФО с учетом территориального разделения представлена на рис.5.