Социальная философия Нового времени

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Министерство образования и науки

Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Новосибирский Государственный Университет

Факультет естественных наук

Реферат

Социальная философия Нового времени

Выполнил:

Чуланова Елена Александровна

Проверил:

Таратута Валентин Петрович, доцент, кандидат филос.наук

_____________________________

Новосибирск – 2011


Реферат составлен по книге

 «Очерки социальной философии» : СПб, 1998г.

Очерк 2, стр.15-39.

Тезисы:

1. Философия XVII века – “философия субстанции”, где субстанция, являясь всеобщим основанием сущего, представляет нечто самодостаточное, ни с чем не взаимодействующее, само себя определяющее и неизменное.

2. Переход от “естественного состояния” к “общественному” происходил путем общественного договора, являющегося соглашением между самостоятельными индивидами, по которому происходит передача или перенесение части прав индивидов в пользу публичной государственной власти.

3. Концепция “общего морального чувства” – в природе человека изначально укоренены моральные инстинкты и чувство альтруизма, но в обществе морально чувство многократно подвергалось неадекватной “рационализации”.

4. Нетождественность “суждений факта” и “суждений долженствования”, невыводимость “должного из знания о сущем” влекут разграничение теоретического и практического разума.

В теоретических конструкциях философов об обществе долгое время преобладал контекст нормативного долженствования. Подлинная “социальная философия” формировалась с отказом от откровенного морализаторства, с исследованием отношений таковыми, каковы они есть, а не какими должны быть. Исходя из трактовок новоевропейской социальной философией существа общественной реальности, можно выделить три её исторических типа: гражданскую (юридическую) философию, моральную философию и философию истории.

По содержанию новоевропейская социальная философия представляла собой теоретическое отражение современного ей общества, где шел процесс разложения системы сословно-корпоративных отношений. Распад общественных связей явился моментом, когда сформировались свободные индивиды, образ которых стал отправным пунктом Новой философии и доминантой в гражданской и моральной философиях в форме социального атомизма. Свобода и равенство индивидов предстали в форме юридических отношений. Формирование гражданского общества породило новую идею права и сформировало юридическое мировоззрение, суть которого – все общественные связи интерпретировать как отношения правсубъектов и законодательных установлений.

Философия XVII века – “философия субстанции”, где субстанция, являясь всеобщим основанием сущего, представляет нечто самодостаточное, ни с чем не взаимодействующее, само себя определяющее и неизменное. Субстанциализм неисторичен. Изменения в природе и обществе допустимы, относительное признано существующим, но по рангу ниже абсолютного. Основной идеей являлось то, что существование изменяется, но сущности неизменны. Центральным понятием стало определение природы человека, как принадлежащую ряду субстанциональных категорию, которая, будучи данной человеку, фиксировала то, что ему присуще, пребывает в человеке всегда и неизменно.

Своеобразие новоевропейской эпохи нашли отражение в теории целе-рационального действия, в соответствии с которой автономные индивиды способны адекватно осознавать собственные интересы и полностью контролировать все компоненты деятельности, которая предстает рационально планируемой. Образ человека при этом расщеплялся на подчиненный всеобщим естественным законам объект и познающий извне этот мир субъект.

Социальная философия в форме гражданской философии Гоббса, Спинозы и Локка может быть отнесена к юридической, так как общество представало как правовой порядок, общественное состояние индивидов – как гражданско-юридическое, а человек – как правсубъект. При этом существовало множество оттенков категорий естественного. Основными являются естественное как соответствующее “природе человека” и как противоположного искусственному, общественному.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Рефераты
Размер файла:
40 Kb
Скачали:
0