Размышления о технике. Стадии в технической эволюции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Литература.

1.       В.А. Бесекерский, Е.П. Попов, Теория систем автоматического регулирования, 1972.

2.       Основы автоматического управления, Под редакцией В.С. Пугачёва, 1968.

3.       Я.Н. Ройтенберг, Автоматическое управление, 1971.

4.       Математические основы теории автоматического регулирования, Под редакцией Б.К. Чемоданова, М., 1971.

5.       Е.П. Попов, Теория нелинейных систем автоматического регулирования и управления, М., 1979.

e.       В. Черепанов, ИЯФ, Microsoft Network\\L6-0_229\Cherepanov\User\CAP_2003\.

Введение.

[Хосе Огтега-и-Гассет, Размышления о технике.]

Наш курс называется «Теория систем автоматического регулирования».

По идее, термин «теория» должен говорить нам о сугубой научности этого курса. Между тем, речь скорее пойдёт о некоей совокупности самых элементарных методов анализа автоматических систем управления. Или, лучше сказать, о технике или искусстве этого анализа. Кстати, слово techne по-древнегречески означает «искусство». В этом смысле наука тоже техника.

Можно выделить три значительные стадии в технической эволюции.

1. Техника случая.

2. Техника ремесла.

3. Техника человека-техника (инженера).

Первобытный дикарь не сознаёт техники как таковой. Все разводят огонь, мастерят луки, стрелы и т.д. Техника не выделяется из всевозможных занятий. Первобытный человек не ведает о своей способности изобретать, и, следовательно, на этом этапе открытие не представляет собой результата целенаправленного действия. Само решение ищет человека, а не наоборот. Все виды первобытной техники изначально окружены чудесным ореолом, являясь в глазах дикаря ровно в той мере техникой, в какой последняя наделена волшебными атрибутами. Кстати, магия – тоже своего рода техника (пресловутая «волшебная палочка», надо полагать, происходит от той палочки, с помощью которой добывали огонь).

Вторая стадия – ремесленная техника. Это техника Древней Греции, Рима и Средневековья. Набор технических актов необыкновенно расширился. Однако – и это очень важно – он ещё не настолько богат, чтобы в случае внезапного исчезновения, кризиса или застоя основных технических видов жизнь общества оказалась бы под угрозой. Тем не менее, человек уже знает, что есть люди-техники, отлично владеющие своеобразным набором действий, которые при этом не являются общими и естественными для каждого. Это ремесленники – сапожники, кузнецы, каменщики. Кстати, борьба Сократа с современниками началась с попытки убедить их, что техника – это не человек-техник, а некая абстрактная способность, которую нельзя путать с тем или иным человеком. Для противников Сократа сапожное ремесло, наоборот, было всего-навсего природным навыком, которым обладали известные люди, называемые сапожниками. Разумеется, люди уже понимают, что сапожничество не природное качество. Оно не свойство животных, а нечто, присущее исключительно человеку. Тем не менее считается, что это дар, которым кто-нибудь наделён раз и навсегда.

Главная причина, в силу которой идея техники не обособляется от идеи о человеке-исполнителе, состоит в том, что изобретение достигло уровня производства орудий, а не машин. Первой машиной в собственном смысле слова был ткацкий станок Роберта, построенный в 1825 году. Это действительно была первая машина, поскольку она уже могла действовать сама по себе. Подобное устройство называлось self-actor, то есть «автомат». В ремесле орудие или инструмент – придаток человека. В машине, наоборот, орудие выходит на первый план, а сам человек – просто её придаток. У ремесла есть ещё один признак, который служит препятствием для адекватного понимания техники. Дело в том, что ремесленник объединяет в себе неразрывно и техника, который создаёт проект деятельности, и рабочего, который реализует проект.

Начало третьей стадии – отделение техника от рабочего. Каков же результат?

Начиная с V века и вплоть до 1800 года (т.е. за 13 веков) население Европы не превосходило 180 миллионов человек. В начале 20 века население Европы достигло 500 миллионов. На той же территории могли сносно жить в три раза больше человек. Это прямой и неизбежный результат технического прогресса. Однако, что же это значит? Если бы техника внезапно пришла в упадок, сотни миллионов людей прекратили бы существование. Современный человек – разумеется, не индивид, а человечество в целом – уже не волен выбирать между жизнью в природе и использованием сверхприродного – техники. И это таит в себе среди прочего такую угрозу: едва осознав собственное бытие, человек обнаруживает вокруг себя сказочное число предметов и различных средств, созданных техникой. В результате человек приходит к ложной мысли, что всё окружающее подобно изначальной природе, наличествует само по себе. Это вовсе не то, что сначала нужно было произвести, а такие же предметы, как камень или растение. Человек утрачивает реальные представления о технике и о тех духовных условиях, в которых она возникает. Он, словно первобытный дикарь, готов видеть в подобных вещах дары природы, которые уже налицо и не требуют каких-либо усилий с его стороны.

Перспективы дальнейшей эволюции техники.

В истории наблюдаются ряд кризисов общественного сознания – кризисов мировоззрения. На определённом этапе развития средств производства в рамках конкретной общественно-экономической формации мир становится слишком сложным для восприятия. Эпоха кризиса – это эпоха опрощения. Определённо известны даты двух таких кризисов. Кризис, обусловивший приход христианства, и кризис, обусловивший приход рационализма (Коперник, Галилей, Декарт). Можно считать, что первый кризис закончился с воскресением Христа, а второй – к 1600 году. Если предположить, что третий кризис (империализма?) закончился в 1945 году, то по этим трём точкам, в предположении постоянного темпа сходимости этой последовательности дат, можно построить такую последовательность дат: -42400, -7400, 0, 1600, 1945, 2019, 2035, …. Первая дата – происхождение человека (языка), начало эпохи мистики (родовой строй), вторая – начало эпохи язычества (рабовладельческий строй, в литературе его начало датируется 4-3 тысячелетиями до нашей эры), третья – начало эпохи становления христианства (феодализм), четвёртая – начало Нового времени – эпохи рационализма (капитализм), пятая – становление постиндустриального (информационного?) общества. Согласно этой схеме в районе 2019 года нас поджидает очередной формационный кризис. И так далее – со всё возрастающим темпом. В районе 2040 года должен наступить конец истории.


На картинке ниже принято несколько иное соотношение длительности эпох – 4.5. Основные опорные точки: 0, 1600. Контрольные точки: -39.6тыс, 1955.

Похожие материалы

Информация о работе