Проектирование железобетонного пролетного строения и двух вариантов моста, страница 12

При езде поверху и большом числе главных ферм опоры современных мостов делают с железобетонными консольными оголовками (рис. 2, в), позволяющими значительно сократить длину опоры. Низ оголовка располагают выше горизонта высоких вод не менее чем на 0,25 м. Высота оголовка составляет 1—1,5 м, вынос консолей — 2—3 м. Ширину оголовков назначают из условия размещения опорных частей пролетных строений; в разрезных мостах средних пролетов ширина оголовков не превышает 1,5—2 м. Ширина тела опоры вверху (за счет свесов оголовка) может быть минимальной, равной 1,0—1,5 м.

В последнее время опоры все чаще строят с применением сборных элементов.

В сборных и сборно-монолитных опорах (рис. 2, г) боковые грани делают вертикальными, что уменьшает число монтажных элементов с неодинаковыми размерами.

Для развития сечений тело высоких опор делят по высоте на ярусы с одинаковыми монтажными элементами в каждом ярусе. Такие опоры называют телескопическими.

Выше горизонта высоких вод массивную конструкцию опор под пролеты средней величины часто заменяют облегченной, состоящей из железобетонных колонн (размером от 1,0—1,6 м до 0,4—0,6 м) и ригеля. При габаритах моста до Г-10 обычно достаточно двух толстых колонн-столбов (рис. 2, д), в более широких мостах число столбов увеличивают для облегчения работы ригеля. Более тонкие колонны-стойки ставят в большем числе, располагая их по фасаду моста в два ряда (см. рис. 2, е). Опоры с колоннами выгодны при высоте колонн не менее 2,5—3 м.

В целях максимальной индустриализации и унификации конструкций перспективно устройство опор в виде столбов из центрифугированных оболочек, являющихся продолжением оболочек фундаментов глубокого заложения (рис. 2, ж). Такие опоры делают телескопическими. В пределах горизонтов паводковых вод столбы заполняют бетоном или гидрофобным песком и объединяют сплошной стенкой. На столбы укладывают железобетонный ригель.

В косых путепроводах и мостах, в особенности на горных реках с косоструйным течением, при пролетах до 20—30 м применяют одностолбчатые опоры (рис. 2, з), в наименьшей степени стесняющие проезд под путепроводом или русло реки.

         На реках со слабым ледоходом (толщина льда не более 0,6 м) под железобетонные пролетные строения длиной до 18—20 м нахо-дят применение опоры-стенки из вертикально поставленных плит, толщиной 0,4—0,6 м, объединенных сверху насадкой (рис. 2, и). Высота таких опор может достигать 6—8 м.

На суходолах и небольших реках с толщиной льда до 0,3 м широкое применение нашли свайно-зстакадные мосты с небольшими пролетами. Опоры этих мостов состоят из железобетонных свай с уложенными на них насадками (рис. 2, к, л). Поперек моста сваи располагают через 1,4—2 м. Чтобы насадки не испытывали изгиба от давлений балок пролетных строений, сваи желательно располагать под балками. По фасаду свайные опоры могут быть однорядными (см. рис. 2, к) и двухрядными (см. рис. 2, л). Двухрядные опоры ставят в качестве «анкерных» в середине секций, на которые разбивают мост. Они необходимы для обеспечения продольной жесткости моста.

Сваи должны быть забиты в грунт не менее чем на 4 м, считая от поверхности грунта после его размыва. Высота свайных опор зависит главным образом от длины свай и обычно не превышает 6—7 м.

Если сваи погрузить в грунт не удается или длина свай получается больше 12—14 м, то переходят на стоечные опоры, в которых сваи в надземной части заменяют стойками, заделанными в фундамент.

В путепроводах и пересечениях городских проездов большое значение для безопасности движения имеет видимость под ними. В этих случаях рекомендуется делать опоры двухстоечными  или одностоечными (см. рис. 2, з).

Опоры рамно-консольных мостов бывают массивными и облегченными. Массивные опоры.(рис. 3, а) применяют при небольших пролетах, когда число главных балок консолей достаточно велико. При небольшом числе главных балок надводную часть опор выгоднее делать в виде отдельных столбов (рис. 3, б). В этом случае столбы могут быть пустотелыми. Нижнюю часть опор в пределах колебаний уровня воды в реке делают, как правило, массивной.