Технология капитального ремонта машин, страница 37

При необходимости замены гильзы, цилиндр» растачиваются под размер гильз. Наружная поверхность новой гильзы обрабатывается так, чтобы её можно было запрессовать в блок с натягом 0,1-0,15мм. Перед запрессовкой гильзы блок нагревают до 100-120 Со. После запрессовки гильз блок подвергается гидравлическому испытанию при давлении 0.4МП 2-Змин. Допускается отпотевание на участке и выше 50 мм от нижнего края гильзы. Поршневые кольца ремонту не подлежат. Втулки верхних головок шатунов изнашиваются совместно с поршневым пальцем. Изношенные втулки по внутреннему диаметру восстанавливаются: развертыванием, под валец увеличенного размера; осадкой (в самом шатуне или после выпрессовки) После развертывания отверстия втулок раскатывают, что повышает износостойкость С твердость возрастает на 16-20%. Восстановление шатунов. Отверстия под вкладыши, опорные поверхности шатуна крышки, а также поверхности разъёма восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой. Перед наплавкой в отверстия под болты вставляют медные (графитовые) стержни для предохранителя от оплавления.

На оперные поверхности шатуна и крышки наплавляют слой в 3-4 мм электродами ОЗН-250. Наплавленные поверхности фрезеруют до получения номинального размера от плоскости разъёма, соблюдая, чтобы оси отверстий под болты были перпендикулярны к опорным поверхностям, Для наплавки поверхности под вкладыши в отверстия под болты вставляют стальные втулки, а в отверстия для смазки - медный или графитовый стержень. На поверхность разъема накладывают стальные прокладки. Собирают шатун с крышкой и наплавляют поверхность в приспособлении на токарном станке, автоматической наплавкой под флюсом.

Наплавленные поверхности растачивают, оставляя припуск под шлифование (0,2-0,3 мм), которое производят на внутришлифовальном станке. Изношенные отверстия верхней (шатунной) головки шатуна восстанавливают вибродуговой наплавкой с последующей обработкой до нормального размера.

Изгиб и скрученность шатунов определяют проверкой на специальных контрольных плитах при помощи призмы и индикаторов. Шатун в собранном виде с поршневым или контрольным пальцем, надевают нижней головкой на палец плиты и закрепляют, на палец шатуна накладывают контрольную призму с индикаторами, которые показывают изгиб и скрученность шатуна. Изгиб и скрученность шатуна устраняются специальными рычажными винтовыми приспособлениями с последующей термообработкой.

Параллельность осей отверстий верхней и нижней головок шатуна можно обеспечить расточкой втулки верхней головки после её запрессовки. Шатуна и поршни одного комплекта перед сборкой и все шатунно-поршневые группы одного двигателя подбираются.

Коленчатый вал. Шейки валов, их подшипники изнашиваются вследствие воздействия на них физических, химических и др. факторов.

Анализ работы приведенных сил показывает, что основная часть работы между шатунами и шатунными шейками происходит на части шеек, направленных в сторону оси к/вала, поэтому эти части шейки изнашиваются больше шейки становятся овальными. При таком износе шатунных шеек увеличивается радиус кривошипа и, следовательно, ход поршня, что приводит к увеличению степени сжатия.

Эти же силы инерции и центробежная будут способствовать также износу коренных шеек к/вала. При работе 1-ая, 3-я и 5-ая коренные шейки соприкасаются с коренными жуками только с одной стороны, а 2-ая и 4-ая – с обеих сторон. Поэтому 2-ая и 4-ая шейки по окружности изнашиваются почти равномерно, а остальные изнашиваются в основном со стороны кривошипов, причем наиболее сильно изнашивается средняя коренная шейка.

На износ шеек влияют и другие причины - несоосность коренных подшипников и шеек, несоосность к/вала и муфты сцепления; несбалансированность к/вала, маховика и муфты сцепления и т.п., количество и качество смазочного масла, абразивные частицы, разность в массах шатунно-поршневой группы и т.п.