Технология капитального ремонта машин, страница 28

При монтаже детали на подвеске необходимо обеспечить надежный их электрический контакт подводящей штангой, правильно расположить экранирующие устройства и обеспечить благоприятные условия для равномерного распределения покрытия по поверхности детали и для удаления пузырьков выделяющегося водорода. Детали, если их устанавливают несколько сразу необходимо разместить на одинаковом расстоянии от анода. Для изоляции поверхностей, не подлежащих наращиванию, применяют:

в смеси с нитроэмалью 1:2, нанося его в несколько слоев при послойной сушке на воздухе, клей АК-20 и БФ, которые наносят в два - шесть слоев; пленку из полихлорвинилового пластика, толщиной 0,3-0,5мм; различные футляры, втулки, изготовленные из текстолита и эбонита. При окончательном обезжиривании поверхностей деталей наиболее часто использует электрохимическое обезжиривание в щелочных растворах следующего состава; едкий натр -10 г/л; кальцинированная сода -25г/л; тринатрийфосфат - 25г/л; эмульгатор ОП -7- 3-5 г/л. Режим обезжиривания температура раствора 70-80°С; плотность тока – 5-10 А/дм2, длительность процесса -1-2мин.

Детали при электрохимическом обезжиривании завешивает на катодную штангу. При электролизе на поверхности детали выделяется водород, который механически срывает жировую пленку и таким образом ускоряет процесс очистки. Чтобы избежать наводораживание поверхности детали в конце процесса обезжиривания изменяют полярность детали на обратную и в течении 0,2-0.3 мин. обрабатывают детали на аноде.

Иногда используют химическое обезжиривание. Для простых деталей достаточно протереть их кашицей извести, состоящей из смеси кальция и окиси магния. Сложные детали обезжиривают в горячем щелочном растворе следующего состава: 40-50г/л тринатрийфосфата; 10-12г/л едкого натра; 25/3Ог/л жидкого стекла; 2-5 г/л препарата ОП-7 течении 3-5минут. После этого деталь промывают и сушат.

АНОДНУЮ ОБРАБОТКУ (декапирование) выполняют для удаления тончайших окисных пленок для обеспечения наиболее прочного сцепления гальванического покрытия с подложкой. Эта операция непосредственно препятствует нанесение покрытия.

При хромировании декалирование проводят в основном электролите. Детали завешивают в ванну для хромирования и для прогрева выдерживают 1-2мин без тока, а затем обрабатывают на аноде в течении 30-45сек, при анодной плотности тока 25-ЗОА/дм2. После того, не вынимая детали из электролита, переключает их на катод и наносят покрытие.

При осталивании декалирование также выполняет при помощи анодной обработки деталей в специальной ванне с 30%-ым водным раствором серной кислоты в течении 2-З мин при температуре 18-25°С и анодной плотности тока б0-70 а/дм2, для чугунных деталей из алюминиевых сплавов - 100-120 А/ДМ2.

После завершения декодирования детали, подлежащие осталивают, промывают в холодной воде, а затем в горячей (50-6О 0С) и одновременно подогревают до температуры, близкой к температуре электролита. Подогретые детали загружают в ванну для осталивания и после выдержки в течении 18-20 минут включают ток. Наращивание покрытия вначале (5мин.) ведут при катодной плотности тока 1-5 А/ДМ , а затем постепенно в течение 2-1О мин плотность тока доводят до установленной режимом. После нанесения покрытия выполняют заключительные операции техпроцесса. Если детали подвергались хромированию, то их сначала промывают в ванне с дистиллированной водой (для улавливания электролита), а затем в проточной воде, после чего погружают на 0,5-1 мин. в 3-5% раствор кальцинированной соды (для нейтрализации остатков электролита) и окончательно промывают а теплой воде. Потом детали снимают, освобождают от изоляции и сушат в сушильном шкафу при температуре 120-130°С. В некоторых случаях для уменьшения хрупкости хромовых покрытий детали подвергают термообработке с нагревом до 180-200°С. в масленой ванне и выдерживают в течении 1-2часов (удаляют водород). Если детали подвергались осталиванию, то сначала их промывают в горячей воде, затем нейтрализуют в 10% растворе каустической соды при температуре 70-80°С в течении 5-10 мин, после чего снова промывают в горячей воде и снимают с приспособления.