Технология капитального ремонта машин, страница 16

Примерами, когда предельные размеры износа определяются критериями экономического характера, являются: снижение производительности за счёт износа режущих кромок землеройной машины; снижение производительности машин вследствие уменьшения тягового усилия из-за износа грунтозацепов башмаков гусениц, шин; снижение скорости рабочих органов вследствие уменьшения из-за износа производительности гидронасосов повышенный расход топлива и масла из-за износа поршневой группы ДВС и т.п.

Правильное определение предельных размеров ( от износа ) деталей и зазоров в их сопряжениях имеет большое народнохозяйственное значение, так как обеспечивает эффективное использование машин и рациональную организацию их технического обслуживания и ремонта. Методы определения предельных износов ещё достаточно не разработаны. Предельные размеры изнашивающихся деталей в процессе проектирования машины назначаются, как правило, согласно нормативным данным, по аналогии с ранее выпущенными машинами, расчётным или экспериментальным путями. Нормативные данные можно найти в стандартах Минстройдормша , однако они не всегда достаточно обоснованы. В качестве примера можно указать, что величина допустимого радиального зазора в шариковых подшипниках качения в зависимости от условий эксплуатации и размера находится в пределах 0,05..,0,32мм; осевого зазора - от 0,18 до 0,бмм.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН.

 При сборке капитально ремонтируемых машин используются три группы деталей годные без ремонта (до 70%), отремонтированные и новые.

Современная ремонтная техника располагает возможностью восстанавливать детали, имеющие почти любые виды дефектов. При этом качество отремонтированных деталей обычно не уступает новым.

Одним из мероприятий для удовлетворения потребности в запасных частях является организация централизованного восстановления деталей. Как правило, восстановленные детали по удельной стоимости ниже вновь изготовленных. Но даже при одинаковой удельной стоимости детали экономически выгодно ремонтировать, т.к. при этом экономится большое количество металла. Особенно важно восстановление деталей для машин снятых с производства, когда прекращается выпуск запасных частей к ним, а потребность в запасных частях будет наибольшей и сохранится в течении нескольких лет.

При ремонте детали восстанавливается её работоспособность, геометрическая форма и взаиморасположение осей. Прочность /твердость первоначальные посадки, размеры, герметичность т.п.

Восстановить деталь можно под номинальный или ремонтный размер. Устранить одни и те же дефекты при ремонта деталей можно различными способами:

а) слесарно-механически и обработкой путем клиетического деформирования, постановкой добавочных ремонтных деталей с помощью сварки, паст и клеев.

б) сваркой и наплавкой;

в) металлизацией;

г) гальваническим методом.

Способ ремонта деталей следует выбирать с учетом величины их износа, условий их работы, технологических возможностей ремонтного предприятия» Пластическое деформирование.

Пластическое деформирование применяют для восстановления размеров и форм изношенных поверхностей деталей, а также для их упрочнения, Восстановление размеров изношенных деталей

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ ИЗНОШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ

Компенсация износа рабочих поверхностей деталей при пластической деформировании достигается за счет перераспределения металла детали. Пластических деформаций детали выполнят как в холодном, так в горячем состоянии,

Пластическая деформация происходит за счет сдвига отдельных частей кристаллов металла относительно друг друга по плоскостям скольжения при этом по поверхностям скольжения образуется слой металла с искаженной кристаллической решеткой и мелкими осколками зерен, создавший шероховатость на плоскостях сдвига, которая препятствует дальнейшему перемещению зерен. Таким образом, пластическая деформация в холодном состоянии упрочняет металл (наклеп). При наклепе повивается предел прочности и твердость металла, а его пластические свойства снижается.