Технология капитального ремонта машин, страница 14

определённого минимального предела,

Одним из основных факторов, определяющих механизм разрушения поверхностного слоя детали, является внешняя среда, в которой данная деталь работает. Различают газовую среду с абразивными частицами и без них;

жидкостную среду с абразивными частицами и без них; технологическую среду (грунты, растворы, породы, смеси и пр.).

Влияние газовой среды без абразивных частиц, содержащей кислород» выражается в образовании плёнок окислов, представляющих собой соединение кислорода с элементами материала (металла). В процессе трения при определённых условиях происходит постепенное образование и разрушение окисных плёнок. Свойства этих плёнок определяются процессами упругой и пластичной деформации при трении и химико-физическим воздействием со средой. По внешнему виду плёнки бывают стекловидные, блестящие в матовые. Они плохо травятся, имеют повышенную твёрдость и хрупкость. Скорость образования плёнок зависит от активности и температуры металлических поверхностей» а также от активности поступления к ним кислорода. Температура плавления окислов, как правило, выше, чем самих металлов.

Основными характеристиками газовой среды с абразивными частицами являются концентрация пыли, её дисперсный и минералогический состав.

В средней полосе России в летнее время концентрация пыли составляет до 1гр/м куб. Зимой - меньше.

Основными составляющими пыли является: двуокись кремния ,окись железа- Fe2O3 значительно меньших количествах - окиси Са, Mg, Na и др. Содержание Si02, составляет от б5%до 95%. Микротвёрдость SiOz 1100 - 1200 кгс/мм Обладает высокой абразивной способностью.

Наиболее распространённым видом жидкостной среды являются смазочные материалы, которые призваны снизить трение противоизносные свойства масел снижаются при наличии в них механических примесей. Важнейшим показателем, загрязненности масел является скорость его загрязнения, выраженная в г/час. К моменту замены масла массовая концентрация абразивных частиц в масле в узлах строительных машин доходит до 5%

Наиболее часто встречающейся технологической средой для строительных машин являются грунты. Износ рабочих органов машины зависит от абразивной способности грунтов, т.е. от способности их изнашивать элементы машины. Абразивная способность грунтов- возрастает с увеличением в них SiО2 и крупность его частиц. Зимой износ может возрасти в 5 раз.

ВИДЫ ИЗНАШИВАНИЯ (схема Т2)

В зависимости от характера явлений обусловливающих эффект изнашивания, принято различать следующие три группы видов изнашивания сопряжённых деталей (ГОСТ 16429-70 ):

Механическое изнашивание в результате механических воздействий, в эту группу входят абразивное и усталостное изнашивание.

Молекулярно-механическое изнашивание в результате одновременного механического воздействия и воздействия молекулярных или атомных сил, в эту группу входит изнашивание при заедании;

Корозийно-механическое   изнашивание при трении материала, вступившего в химическое взаимодействие со средой, В эту группу входят окислительное изнашивание и изнашивание прифретганг-корозии.

Абразивное изнашивание. Как показывает анализ износа деталей строительных машин, в наибольшей мере они подвержены абразивному изнашиванию. Изнашивающие абразивные частицы могут быть минерального происхождения, металлические, продуктами окисления смазочных материалов или твёрдыми структурными составляющими одного из сопряжённых материалов. Характерными признаками абразивного износа деталей являются гладкая матовая поверхность, образование в некоторых случаях тонких царапин, а также изменение, размеров деталей. Царапины-т отличаются от задиров: они имеют сглаженный профиль ( при задирах -рваные очертания дна и стенок). Скорость абразивного износа составляет от 0,5 до 50 мкм/ч .

Усталостное изнашивание. Наиболее часто наблюдается у зубьев шестерён и подшипников качения. Характеризуется образованием, ямок усталостного разрушения, которые затем увеличиваются и ведут к катастрофическому износу. В цементируемых деталях при этом может произойти отслоение закаленного материала несущей поверхности от сырой сердцевину. Усталостное изнашивание является результатом длительных перегрузок или недостаточной толщины масленой пленки (из-за низкой вязкости масла).