Технология капитального ремонта машин, страница 11

2-ой класс - детали, не образующие пар трения. К изнашиваемым деталям, не образующим пар трения (2 класс ), относятся детали, соприкасающиеся с рабочей средой, например, башмаки гусениц, зубья

ковшей, шины, лопасти мешалок и т.п. Процесс износа таких деталей определяется в основном их взаимодействием с рабочей средой.

Предельным износом - Ипр - или предельным зазором сопряжения - Зпр - называют такое состоянием при котором дальнейшая эксплуатация детали (сопряжения) должна быть прекращена во избежание аварийной поломки или резкого ухудшения технических или экономических характеристик, машины.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ИЗНАШИВАНИЯ ПАР ТРЕНИЙ

В настоящее время наибольшее распространение как в отечественной, так и в зарубежной практике, получила молекулярно-механическая теория трения и износа. Согласно этой теории трение обусловлено преодолением адгезионных (схватывание) связей между трущимися поверхностями и деформированием тонких поверхностных слоев твёрдых тел.

Адгезионные  связи,  являющиеся  результатом  различного  рода  молекулярных взаимодействий, образуются в местах контакта трущихся поверхностей. При этом вследствие волнистости и шероховатости поверхностей реальных деталей общая площадь фактического контакта может составлять весьма малую часть видимой поверхности трения. Адгезия не только обусловливает необходимость приложения касательной силы для относительного сдвига трущихся поверхностей, но может привести и к явлениям схватывания, вырывам материала с поверхности трения,

Помимо адгезионного взаимодействия, в зонах фактического контакта более жесткие выступы могут внедряться в сопряженное теле. При относительном скольжении поверхностей перед каждым из жёстких выступов образуется валик и материал подминается и раздвигается в стороны. Адгезионные связи при этом разрушаются и формируются вновь. Часто на поверхностные слои материала трущихся деталей, особенно в строительных машинах, воздействуют посторонние абразивные частицы минерального происхождения. Поведение этих частиц при приложении на» грузки может отличаться от поведения микро неровностей монолитного твёрдого тела.

В процессе деформирования на участках фактического контакта повивается температура, величина которой зависит от целого ряда факторов (нагрузки, скорости скольжения» наличия и качества смазки, шероховатости поверхностей и т.д.). Изменение температуры может приводить к изменению свойств поверхностных слоев трущихся пар, например, вызвать отпуск закалённой стали, плавление частиц связующего материала во фракционных        к т.п.

В результате воздействия внешних условий (воздуха, масла и т.п в зоне контакта при трении может происходить изменение физико-механических свойств материалов деталей. Например, под воздействием поверхностно-активных веществ, находящихся в составе смазок при высоких давлениях, может наблюдаться снижение прочности поверхностных слоев трущихся пар.

Чаще всего различают следующие три стадии развития процесса упругой и пластичной деформации при трений и химико-физическим воздействием со средой. По внешнему виду плёнки бывают стекловидные блестящие в матовые. Они плохо травятся, имеют повышенную твёрдость и хрупкость. Скорость образования плёнок зависит от активности и температуры металлических поверхностей, а также от активное при поступления к ним кислорода. Температура плавления окислов» как правило» выше, чем самих металлов.

Основными характеристиками газовой среды с абразивными частицами являются концентрация пыли, её дисперсный и минералогический и состав.

В средней полосе России в летнее время концентрация пыли составляет до 1гр/метр куб. Зимой меньше.

Основными составляющими пыли являются: двуокись кремния окись железа и в значительно меньших количествах - окиси Ca,Na,Mg и др. Содержание Si02 составляет от 65% до 95%. Микротвёрдость Si02 1100 -1200кгс/мм обладает высокой абразивной способностью.