Снижение концентрации оксидов азота и серы в приземном слое воз­духа, страница 2

       Азотсодержащие соединения в твердых топливах состоят из аминов, пептидов, аминокислот, производных мочевины и карбозольных структур. Азот в жидком топливе содержится в основном в гетероциклических органических соединениях аро­матического класса, а также в составе карбоидов и карбенов — твердых продуктов полимеризации и конденсации асфальтово-смолистых веществ.

 2.2. Поведение азота при подготовке топлива к сжиганию

        Физические методы подготовки топлива к сжиганию — дробление и размол твердого топлива, подогрев жидкого топ­лива не затрагивают их органической структуры и поэтому не влияют на содержание азота в топливе. Разрушение азот­содержащих соединений органической массы топлива возмож­но лишь при высокотемпературной его подготовке к сжига­нию— газификации, пиролизе, отчасти при термическом раст­ворении минеральных компонентов топлива, проводимом с целью его обогащения и снижения содержания серы.

        При газификации практически весь азот переходит в газ в основном в форме молекулярного азота, и лишь незначительная его часть может образовывать другие газообразные соединения, например аммиак. При пиролизе происходит диспропорционирование азота топлива между твердыми, жид­кими и газообразными продуктами процесса. Содержание азота в этих продуктах зависит в основном от температуры, при которой происходит пиролитический процесс.

        При пиролизе твердого топлива образуется ряд азотсодер­жащих соединений, переходящих в газообразную фазу (N2, NH3, HCN),. и жидкие продукты: амины, гетероциклические и другие соединения. В летучих продуктах пиролиза обнаружи­ваются пиридины, хинолины, аммиак. При конденсации паро­образной части летучих веществ часть азотсодержащих сое­динений переходит в смолопродукты, часть растворяется в пирогенетической влаге. Часть азота топлива при пиролизе остается в структуре полукокса или кокса. С повышением температуры пиролиза доля азота, остающаяся в твердой фазе, уменьшается пропорционально выходу твердой фазы.

       При термическом растворении минеральной части топли­ва азот органической части практически не затрагивается; разрушение некоторых азотсодержащих соединений происхо­дит лишь при термическом растворении (ожижении) органи­ческого материала топлива. В образующееся при этом ис­кусственное жидкое топливо переходит практически весь ор­ганический азот.

2.3.  Поведение азота топлива при его горении

        Азот топлива при горении частично окисляется до окси­дов (NО, NО2). Образующиеся при этом оксиды называют топливными оксидами азота в отличие от термических окси­дов, образующихся при окислении азота воздуха, участвую­щего в горении. Реакции, лежащие в основе образования топливных оксидов азота, начинаются при температурах около 700°С.

Механизм образования топливных NОх разработан пока не полностью.           Установлено, что азот топлива на начальной стадии горения переходит в промежуточные соединения — ра­дикалы, а затем частично окисляется до оксидов. Значитель­ная часть его переходит в молекулярный азот по следующей возможной схеме

                                           NH3 = NH2 = NH = N= NO .

                                                            NO2   N2  N2

        Установлено, что скорость образования NOx  увеличивает­ся с увеличением содержания в зоне горения водорода и кис­лорода и уменьшается с ростом содержания метана. Обра­зование NO снижается с увеличением содержания азота в топливе. Полное превращение азота топлива в оксиды проис­ходит при содержании его в топливе менее 0,1%. При сжи­гании угля с Np=1,1—1,4% степень перехода азота топлива в NOx находится в пределах 20—30%. Выход топливных NOx  весьма слабо зависит от температуры при T>900°С и очень сильно от содержания молекулярного кислорода в зоне горе­ния. Для расчета выхода  NOx в этих условиях используется эмпирическая зависимость

CNOтопл= 7·10-5СNOmax(CО2)2(Tmax – 1025)0,33,