Системы химико-технологического мониторинга: Учебно-методическое пособие, страница 19

Информация, полученная на нижнем уровне коррозионного мониторинга представляется в удобном для компьютерной обработки и хранения виде и подлежит первичной обработке и приведению к виду, удобному для сравнения и уточнения с существующими модулями коррозионных процессов (как локальных видов, так и общей коррозии).

В терминах теории управления коррозионный мониторинг представляет собой типичную процедуру идентификации технологического объекта управления (ТОУ).

В информационно-вычислительных системах выделяют две области идентификации:

·  при исследовании объектов управления;

·  в действующей системе управления.

С учетом этих положений концепция коррозионного мониторинга АЭС как раз и включает в себя уровень выбора моделей потенциально опасных видов коррозии в эксплуатационных условиях и уровень создания средств постоянного наблюдения и анализа пространственно-временных показателей коррозии.

Таким образом, предлагаемая концепция коррозионного мониторинга АЭС включает три иерархических уровня.

На нижнем – получение и сбор информации о коррозионной обстановке в контурах АЭС. В базы данных поступают значения коррозионных показателей металла в условиях первого контура и показателей коррозионной активности среды.

На среднем уровне после первичной обработки данных производится их сравнение с теоретическими коррозионными моделями. Этот уровень играет ключевую роль, поскольку от точности и степени адекватности выбранной модели зависит, в конечном итоге, правильность принятого решения.

На верхнем уровне коррозионного мониторинга осуществляются прогнозирование коррозионной обстановки в системах АЭС, оценка остаточного ресурса оборудования и поддержания оператора при принятии решения.


Рис. 6.1. Схема коррозионного мониторинга АЭС с ВВЭР-640

7.  Мониторинг – как основа обслуживания оборудования по фактическому состоянию

7.1. Стратегия техобслуживания

В основе технического обслуживания оборудования лежала стратегия аварийных и планово-предупредительных ремонтов. Повышение надежности оборудования, обслуживаемого по аварийной схеме, решалось с помощью планово-предупредительных ремонтов за счет значительного увеличения затрат. В настоящее время идет разделение эксплуатационных и ремонтных подразделений. Такое деление подталкивает к переходу от устаревших методов технического обслуживания к обслуживанию по фактическому состоянию.

Основная идея заключается в проведении сервисных и ремонтных работ, исходя из фактического состояния оборудования. Определение фактического состояния оборудования основано на оценке контролируемых параметров. Для всех контролируемых параметров определяются тревожные и аварийные уровни сигнала. Сравнение действующих значений с установленными уровнями тревоги и предыдущими замерами дает оценку изменения состояния. Схема обслуживания сводится к проведению ремонтов при достижении или превышении параметрами заданных значений.

Параметры для оценки состояний можно разбить на две группы:

1.  параметры, характеризующие изменения состояния или режима работы;

2.  параметры, характеризующие наличие дефектов, которые вызовут изменения состояния.

Например, появление высокочастотной вибрации, вызванной зарождающимся дефектом подшипника, никак не сказывается на текущем состоянии агрегата (его общем уровне вибрации), но однозначно приведет к его изменению (значительному росту вибрации и выходу из строя) в ближайшее время. Контроль параметров, позволяющих обнаружить дефекты в стадии развития и определить первопричину изменения состояния, дает возможность наряду с планированием времени проведения ремонтов составить четкую техническую программу ремонта. Появляется возможность предотвращения аварийных режимов, вызванных неожиданным изменением состояния. Стратегия, использующая параметры и методы для определения неисправностей на ранней стадии развития, получила название упредительного обслуживания.