Принцип и механизмы поворота гусеничных тракторов. Схема, устройство, работа планетарного механизма поворота

Страницы работы

Содержание работы

Вопрос №15

Принцип и механизмы поворота гусеничных тракторов. Схема, устройство, работа планетарного механизма поворота.

Отличительной особенностью заднего моста является наличие в нем спе­циальных механизмов поворота, являющихся агрегатами органов управления гусеничным трактором. Принцип действия механизмов поворота основан на регулировании крутящих моментов, подводимых к ведущим колесам (звездочкам) правого и левого гусеничного движителя — гусеницам трактора, вслед­ствие чего меняется их посту нательная скорость движения. При повороте гусеничного трактора ею гусеницы движутся с различными поступательными скоростями. Так, например, чтобы трактор мог повернуться в правую сторону, его правая гусеница должна двигаться медленнее, чем левая. При этом мед­ленно движущаяся гусеница называется отстающей, в отличие от более быстро движущейся, называемой набегающей.

Тормоза гусеничного трактора входят составной частью в его механизм поворота. Помимо функции торможения при движении или стоянке, тор­моза служат для совершения более крутых поворотов трактора.

К механизмам поворота, помимо общих требований, предъявляются ряд специфических, основными из которых являются: обеспечение устойчивого прямолинейного движения трактора; обеспечение плавного перехода от прямо­линейного движения к повороту; минимальные внутренние потери мощности в механизме поворота; отсутствие значительных дополнительных загрузок двигателя при совершении поворота; хороший теплоотвод от поверхностей тре­ния фрикционных элементов механизма поворота; надежное удержание трак­тора при его длительной стоянке на подъеме или спуске; надежное торможе­ние трактора при его прямолинейном и криволинейном движениях.

Механизмы поворота классифицируются по следующим основным призна­кам: методу подвода мощности к ним; числу фиксированных радиусов пово­рота трактора; влиянию их на среднюю поступательную скорость трактора при повороте; тину.

По методу подвода мощности различают механизмы поворота одно-, двух- поточные и с отдельным подводом мощности к каждой гусенице. В отечествен­ных тракторах применяются только однопоточные механизмы поворота.

По числу фиксированных радиусов различают одно-, много- и бесступен­чатые механизмы поворота. В отечественных гусеничных тракторах приме­няют одно- и двухступенчатые механизмы поворота.

По влиянию на среднюю поступательную скорость трактора при повороте различают механизмы, при которых она уменьшается (при постоянной скорости забегающей гусеницы); остается постоянной (на сколько увеличи­вается поступательная скорость забегающей гусеницы, на столько же умень­шается скорость отстающей гусеницы) и с переменной скоростью. В отечествен­ных тракторах применяются механизмы поворота первой группы.

По типу механизмы поворота бывают с простым или двойным дифференциа­лом, с фрикционными муфтами поворота и с планетарными механизмами. В отечественных тракторах применяются две последние группы механизмов поворота.

Планетарные механизмы поворота отечественных тракторов выполнены но схемам, изображенным на рис. 1, в, г и д. По сравнению с муфтами по­порота они более износостойки и меньше но споим размерам. Па схеме (см. рис. 1, в) представлены одноступенчатые планетарные механизмы с од­ним планетарным рядом, установленные, как и муфты поворота, в боковых отсеках корпуса заднего моста. На концах вала / центральной передачи за­креплены ведущие солнечные шестерни 13 планетарного ряда. Сателлиты 15 установлены на водило 14, закрепленном на ведущем валу 6 конечной передачи. Коронная шестерня 12 закреплена на ступице барабана //, на котором уста­новлен ленточный тормоз Т1 . Ленточные тормоза Т2, служащие для торможе­ния валов б конечных передач, называются остановочными. Они установлены на тормозных барабанах 10.

При прямолинейном движении трактора остановочные тормоза Т2 отпу­щены, а тормоза Т1 затянуты. Ведущие солнечные шестерни 13 обкатывают сателлиты 15 по неподвижным коронным шестерням 12, увлекая тем самым оба водила 14 с одинаковыми оборотами. меньшими, чем на валу /, на величину передаточного числа планетарного ряда. Наличие передаточного числа в плане­тарных механизмах поворота позволяет разгрузить предшествующие агрегаты трансмиссии от передачи повышенных крутящих моментов.

Кинематика поворота трактора с одноступенчатым планетарным меха­низмом такая же, как с муфтами поворота. Их роль в данном случае выполняют тормоза Т1 коронных шестерен 12, так как при их растормаживании и сколь­жении тормозных барабанов // уменьшаются величина передаваемого крутя­щего момента и скорость поступательного движения отстающей гусеницы. При полностью отпущенном тормозе Т1 крутящий момент на отстающую гусе­ницу не передается, потому что вращение солнечной шестерни 13 вызывает в этом время свободное противоположное вращение коронной шестерни 12. Минимальный радиус поворота при полностью отпущенном тормозе Т1, отстаю­щей гусеницы и ее полностью затянутом остановочном тормозе Т2, также равен половине колеи трактора.

Так как в данной схеме планетарные ряды находятся в одном картере с тормозами, последние обычно работают в масле. Подобный механизм пово­рота установлен на тракторе ТДТ-75.

Па рис. 1, г представлен одноступенчатый планетарный механизм, оба ряда которого установлены в среднем отсеке корпуса заднего моста. Ленточные тормоза Т1 и Т2 (обычно сухого трения) размещены в боковых отсеках заднего моста. В данной схеме ведущими элементами планетарных рядов являются ко­ронные шестерни 12, установленные в общем корпусе /. Тормозными элемен­тами рядов являются солнечные шестерни 13, па трубчатом валу которых за­креплены тормозные барабаны II ленточных тормозов Т1 Сателлиты 14 установлены на водилах 15, соединенных с ведущими валами б конечных передач. Остановочные ленточные тормоза Т2  с барабанами 10, такие же, как и преды­дущей схеме. Принцип действия данного механизма поворота аналогичен пред­шествующему с той только разницей, что при прямолинейном движении трак­тора заторможены не коронные шестерни рядов, а солнечные. По данной схеме выполнены механизмы поворота тракторов ДТ-75 и Т-4М.

Па схеме рис. 1, д показан одноступенчатый планетарный механизм поворота, в котором рабочие планетарные ряды  А выполнены но схеме, изо­браженной на рис. 1, в. Планетарные ряды Б служат только для уменьше­ния тормозного момента на тормозах 7 Т1 что облегчает управление механизмом поворота. Коронные шестерни 12 этого ряда неподвижно закреплены в корпусе 4 заднего моста, а его сателлиты // установлены па пальцах водил 13, являющихся одновременно приводом коронных шестерен Н рабочего ряда Л. При затянутых тормозах Т1 солнечные шестерни 10 блокируют ряд Б, удер­живая тем самым от проворачивания коронные шестерни 14 рабочего ряда А. При этом тормозной момент на тормозах Т1 будет меньше, чем в схеме, изобра­женной на рис. 1,в, пропорционально передаточному числу между водилом 13 и солнечной шестерней 10 ряда К. Ленточные тормоза Т1 и Т2 — оста­новочный — работают обычно в масле. Подобный планетарный механизм поворота установлен на тракторе Т-180.

Смазка деталей планетарных рядов механизмов поворота осуществляется маслом, залитым в картер передачи и разбрызгиваемым вращающимися шестернями. В планетарных передачах, работающих совместно с мокрыми тормозами, применяется масло АК-15.

Подшипниковые узлы планетарных рядов обычно регулировок не требуют.

Литература.

1.  Конструкция, основы теории и расчет тракторов. Учебник для техникумов. М.: «Высш. шк.»., 1971.

Похожие материалы

Информация о работе