Общие сведения о деталях машин. Общие сведения о строительных машинах. Транспортные, транспортирующие и погрузочно-разгрузочные машины, страница 14

            Скрепер является самоходной, прицепной или полуприцепной ( к гусеничному трактору или колесному тягачу) землеройно-транспортной машиной, рабочим органом которой является ковш на пневмоколесах, снабженный в нижней части ношами для срезания слоя грунта. Скреперы предназначены для послойного копания, транспортирования, послойной отсыпки, разравнивание и частичного уплотнения грунтов 1-4 категорий. Особенно целесообразны при возведении насыпей, широких траншей, искусственных водоемов и др.

            Наиболее эффективно скреперы работают на непереувлажненных средних грунтах, не содержащих крупных каменистых включений. Главный параметр - геометрическая вместимость ковша (м3).

            Рабочий процесс: резание грунта и наполнение ковша, транспортирование, выгрузка и укладка грунта. Подвижная заслойка опускается при транспортировании. Задняя стенка перемещается вперед и вытесняет грунт из ковша во время выгрузки.

            Для увеличения тягового усилия скрепера при наполнении ковша часто используют бульдозер - толкач.

            В зависимости от вида и объема земляных работ различают следующие схемы движения скреперов в плане: по элепсу ( при работе в широких траншеях), восьмеркой и челночное ( при разработке неглубоких по площади котлованов).

            Скреперы классифицируют:

            — по вместимости ковша - малой ( до3м3), средней ( 3...10м3) и большой ( свыше 10 м3) вместимости.

            - по способу загрузки ковша - с пассивной загрузкой и с принудительной загрузкой ( бульдозер или скребковый экскаватор).

            - по способу разгрузки - с принудительной разгрузкой ( выдвижение задней стенки)

            - с полупринудительной через данный проем или поворотом днища и задней стенки ковша вперед относительно неподвижных боковых стенок.

             - со свободной  - опрокидыванием ковша.

             - по способу агрегатирования с тяговыми средствами - прицепные, полуприцепные и самоходные.

            - по способу управления Р.О. - гидравлическим управлением.

            Сейчас в основном выпускают с гидравлическим управлением.

            Прицепные и полуприцепные имеют небольшие транспортные скорости (до15 км/ч) и применяются при транспортировании на расстояния 500...800м. Самоходные ( 50 км/ч) - до 5000м.

            В последнее время некоторые  оборудуются системой “Стабилоплан”  - для автоматической стабилизации положения ковша при планировочных работах.

            Скреперы выпускаются с вместимостью ковша 3...15 м3 ( прицепные), работающие с тягами N = 55...240 кВт и 8...25м3 - самоходные N=130...810 кВт.

            При наполнении ковша V=2...4 км/ч, транспортная  V=0,5...0,8

            В последние годы выпускаются скреперы с двумя двигателями, а также скреперы поезда ( 2-3 скрепера с единым управлением).

            Эксплуатационная производительность м3/ч

            Пэ = nqКнКв/Кр

            n= 3600/Тц - число циклов в час

             Тц =  l3/V3 + lт/Vт + lр3/Vр3 + lн.х./Vн.х. + tп + 2tпов

            q - вместимость ковша, Кв - коэф-т использования машины по времени           ( в=0,8...0,9), Кр - коэф-т разрыхления грунта в ковше ( кр=1,1...1,3)

            l3,lm,lр3,lн.х. - длины участков соответственного заполнения ковша,             ранспортирования грунта, разгрузки ковша, порожнего хода машины             м

            V3,Vт, Vр3, Vн.х. - скорости скрепера на тех же операциях.

            пов - время на 1 поворот (15...20с)

            п - время на переключение передач тягача.

            Автогрейдеры - самоходные планировочно-профилированные машины, основным Р.О. которых служит полноповоротный отвал м ножами, размещенный между передним и задним мостами пневмоколесного ходового устройства.

            Автогрейдеры применяют для послойной разработки и перемещения до 100м грунтов I...III категорий.

            Автогрейдеры могут быть легкие (до 9т), средние ( до 13т), т тяжелые ( до19т).