Муфты сцепления тракторов. Назначение. Классификация. Схема, устройство, работа и основные регулировки

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Вопрос №5

Муфты сцепления тракторов. Назначение. Классификация. Схема, устройство, работа и основные регулировки.

На тракторах устанавливают фрикционные сцепления, т.е. механизмы, которые для передачи крутящего момента используют силы трения, возникающие между деталями.

На тракторе бывает одно или несколько сцеплений. Сцеп­ление, входящее в состав транс­миссии и расположенное непосред­ственно за двигателем, носит название главного сцепления.

Рис. 1. Схема действия фрикционного сцеп­ления:

а — выключено: 6 - включено;

1 - маховик;

3 — ведомый диск; 3 — вал.

 

Принцип действия. Вал 3 опирается на коленчатый вал двигателя через шариковый подшипник, запрессованный в его торце. Если рядом с махови­ком 1 (рис. 1, а) двигателя по­местить диск 2, сидящий на шли­цах вала 3, то вращение от коленчатого вала на ведомый вал 3 передаваться не будет.

Если же диск 2 (рис. 1,6) постепенно передвигать влево и прижимать к маховику, то между ними будут возникать силы трения, причем тем больше, чем сильнее будет прижиматься диск. Таким образом, при такой конструкции сцепления можно обеспечить очень плавное соединение двух валов за счет пробуксовывания диска и маховика во время включения.

В качестве главного сцепления на тракторах применяют устройства различной конструкции, но одинаковые по принципу действия, описанному выше.

Рассмотрим устройство и действие сцеплений, показанных на рисунках 2 и 3.

Устройство. Основой сцепления служит кожух 20 (рис. 2), внутри которого помещены нажимной ведущий диск 3 и нажимные пружины 19. Кожух 20 винтами 5 жестко укреплен на маховике 2 двигателя. Между ведущим диском 3 и маховиком 2 установлен ведомый диск / — тонкий стальной диск, на котором с обеих сторон укреплены накладки из асбеста с добавкой связующих материалов. Этот материал обладает большим коэффициентом трения и выдерживает высокую температуру, возникающую при пробуксовывании дисков в момент включения или выключения.

Ведомый диск 7 своей ступицей 4 посажен на шлицы вала 10. Пружины 19, вставленные в стаканы, упираются в кожух 20 и диск 3 и прижимают его через диск / к маховику 2. Таким образом, ведомый диск 1 оказывается плотно зажатым между поверхностями маховика и ведущего диска. Возникающее при этом трение настолько велико, что при вращении маховика крутящий момент двигателя полностью передается на вал 10 и через него направляется на вал коробки передач.

Такое сцепление называется фрикционным сухим однодисковым постоянно замкнутого типа.

Если возникает необходимость передавать большие крутящие моменты, а один диск не обеспечивает такой возможности, в сцеплении устанавливают два ведомых и два ведущих диска 7, а в некоторых слу­чаях и большее число пар.

Сцепление, с двумя дисками называется фрикционным сухим двухдисковым постоянно замкнутого типа,

Подпись: Рис. 2. Однодисковое постоянно замкнутое сцепление:
/ — ведомый диск; 3 — маховик; 3 — ведущий диск, 4 — ступица, 5 — винт; б и 19— пружины, 7 — ведущие диски, 8 — вилка, 9 — вращающийся диск; 10 — вал; // — кронштейн, 12— невращаюшийся диск; 13 — педаль, 14 — рычаг, 15 — корпус выжимного подшипника; /6 — вил¬ка; 17 — тяга; 19 — гидроусилитель, 30 — кожух.

Иногда бывает необходимо передать вращение не одному, а нескольким потребителям, например коробке передач и валу отбора мощности, и самостоятельно управлять передачей на каждый меха­низм. В этом случае применяют сцепление, в котором объединены два однодисковых сцепления (рис. 3). Такое сцепление называется двух поточным с раздельным управлением и отличается от описанного выше тем, что имеет два дополнительных диска (кроме главного сцепле­ния) — ведущий I и ведомый 2. Эти диски передают вращение на полый вал 5 и дальше через шестерню б на вал 8, через который вращение пе­редается на ВОМ. Вращение на вал 7, по которому передается вращение на коробку передач, поступает через ведомый диск 9.

Механизм управления сцеплением состоит из педали 13 (рис. 2), соединенной рычагами и тягой 77с вилкой 16 и через нее с передвижной муфтой с упорным шариковым подшипником 15, и выключающих рычагов 14, связанных с ведущим диском 3,

Для выключения сцепления нажимают на педаль 13. При этом подвижная муфта перемещается влево, давит на рычаги 14 и они отводят ведущий диск 3 в сторону кожуха. Пружины 19 сжимаются, диск 7 освобождается от нажатия, и крутящий момент не передастся.

При постепенном освобождении нажатой педали 13 ведущий диск 3 под действием пружин 19 постепенно перемещается в сторону маховика (влево) и прижимает к нему ведомый диск. Силы трения при этом нара­стают постепенно, что и обеспечивает плавное включение сцепления, так как в начальный момент происходит пробуксовыванис дисков.

Похожие материалы

Информация о работе