Изучение конструкций подшипников качения (Лабораторная работа № 5)

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА #5

ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

I ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Ознакомиться с классификацией, конструкцией и условными обозначениями основных типов подшипников качения.

2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

2.1 Классификация подшипников качения

Подшипники качения (рис. 5.1) классифицируют по следующим признакам:

направлению воспринимаемых нагрузок, форме тел качения, конструктивным

особенностям и числу рядов тел качения.

1. По направлению действия воспринимаемой нагрузки подшипники делятся на:

а) радиальные подшипники (рис. 5.1) а) - воспринимают только радиальную на­грузку (роликоподшипники с цилиндрическими роликами (рис. 5.16), однорядные шарикоподшипники с канавкой для ввода шариков) или предназначаются для ра­диальной, но могут воспринимать осевую нагрузку (шарикоподшипники одно­рядные, шарико и роликоподшипники двухрядные сферические (рис. 5.1в));

б) упорные - для восприятия только осевых нагрузок;

в) радиально-упорные - для восприятия комбинированных, т.е. радиальных и осевых нагрузок;

г) упорно-радиальные - для восприятия осевой и радиальной нагрузок;

2. По форме качения подшипники делятся на шариковые (тела качения - шари­ки) и роликовые (тела качения - ролики). Роликовые подшипники выполняют:

а) с короткими цилиндрическими роликами (рис. 5.1 в, г, д);

б) с длинными цилиндрическими роликами;

в) с витыми роликами;

г) с игольчатыми роликами;

д) со сферическими или сфероконическими роликами.

3. По способности самоустанавливаться подшипники делятся на несамоустанавливающиеся и самоустанавливающиеся.

4. По числу рядов тел качения подшипники подразделяются на одно-, двух-, трех-, четырех- и многорядные.

5. В зависимости от нагрузочной способности и габаритов, при одинаковом диаметре расточки внутреннего кольца, подшипники качения делятся на серии. По радиальным размерам различают: сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые; по ширине: узкие, нормальные, широкие, особо широкие.


К основным конструктивным особенностям относятся: наличие защитных (от загрязнений) шайб, внутренние отверстия колец подшипников могут выполняться с конусной расточкой, применяются сдвоенные подшипники и др.

2.2 Краткая характеристика основных типов подшипников качения

1. Шариковые однорядные (типа 0000) предназначаются для восприятия ради­альных нагрузок с ограниченной (в пределах 0,3 от основной радиальной) осевой нагрузкой в оба направления по оси вала; являются наиболее распространенными в изготовлении дешевых подшипников. Допускают перекос осей колец до 1,5°.

Характеризуются сравнительно малой радиальной и осевой жесткостью, поэто­му не рекомендуются для применения в узлах, требующих точной фиксации валов.

2. Шариковые радиальные двухрядные сферические подшипники (типа 1.000) предназначаются для восприятия радиальной нагрузки, одновременно могут так­же воспринимать ограниченные осевые нагрузки, действующие в любом направ­лении по отношению к оси основного вала, который опирается на эти подшипни­ки. Особенностью двухрядных сферических подшипников является то, что они допускают значительные (до 2...30) перекосы внутреннего кольца (или вала по отношению к плоскости расположения внешнего кольца подшипника) относи­тельно цилиндрического отверстия в корпусе, предназначенного для установки внешнего кольца подшипника. Предназначаются, в основном, для установки в уз­лах машин с нежесткими валами и в таких конструкциях машин, в которых не может быть обеспечена надлежащая соосность отверстий корпусов..

3. Роликовые радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами (ти­па 2.000) предназначаются для восприятия только радиальной нагрузки, причем значения этой нагрузки превышают те, которые могут воспринимать шариковые радиальные однорядные подшипники с теми же размерами внутреннего кольца. Изготавливаются так­же такие подшипники с дополнительным буртом на внутреннем (42 000) или наружном (12 000) кольцах. Роликовые радиальные подшипники такого типа могут воспринимать, кроме радиальной, и ограниченную осевую нагрузку. Допускают раздельный монтаж внутреннего (с комплектом роликов) и наружного колец. Обладают большей радиальной грузоподъемностью, чем радиальные подшипники. Чувствительны к перекосам осей ко­лец. Применяются с жесткими валами и в корпусах, посадочные поверхности которых имеют малые отклонения в соосности.

4. Роликовые радиальные подшипники с игольчатыми роликами (типа 74 000) предназначены для восприятия только радиальной нагрузки, осевую не воспри­нимают и осевое положение вала не фиксируют. Могут применяться без внутрен­него кольца. Применяются в узлах, требующих малых радиальных размеров, и в узлах с качательными движениями.

5. Шариковые радиально-упорные подшипники (рис. 5.2) предназначены для восприятия радиальной и односторонней осевой нагрузок. Допустимая осевая на­грузка для подшипников зависит от номинального угла контакта шариков с коль­цами. Выпускают подшипники с углом контакта а = 12° (типа 36 000), а = 26° (типа 46000), а = 36° (типа 66 000).

Подшипники с большим углом контакта предназначены для восприятия осе­вых нагрузок, они чувствительны к перекосам. Для восприятия двухсторонних осевых нагрузок используют парные подшипники. Пару подшипников с большим углом контакта (типа 46 000 и 66 000) рекомендуется устанавливать в одной фик­сирующей вал опоре. В узлах с радиально-упорными подшипниками должна быть предусмотрена регулировка осевого зазора подшипников.

Похожие материалы

Информация о работе