Военная мощь в глобальной политике США, страница 3

Политика, подразумевающая, что в определенных условиях может быть принято решение об использовании военной силы, в том числе и ядерного оружия, против СССР, рассматривалась в США конца 1940-х как «сдерживание» коммунистической экспансии. Идея «сдерживания» впервые была сформулирована в 1947 г. Г. Трумэном. Так называемая «доктрина Трумэна» постулировала неприемлемость для США установления коммунистического режима в Греции или нарушения Советским Союзом территориальной целостности Турции. Дальнейшим ее развитием было создание в 1949 г. НАТО. Вступив в эту организацию, США впервые в своей истории приняли на себя обязательство автоматического участия в войне в случае, если бы союзные Соединенным Штатам страны Западной Европы подверглись агрессии.

Многие политологи США подвергали критике как саму политику «сдерживания», так и методы ее осуществления.

«Сдерживание» первоначально не было определено в четких и ясных геополитических или международно-правовых категориях. Применение военной мощи однозначно предполагалось лишь в случае более чем маловероятного нападения СССР на США, их союзников по НАТО и другие страны, с которыми у Соединенных Штатов были соответствующие соглашения. В то же время доктрина, постулировавшая непринятие США коммунистической идеологии, допускала, что логика «сдерживания» может применяться и в таких ситуациях, когда симпатизирующие СССР политические силы приходят к власти мирным путем в дружественной США или нейтральной стране, а также, если эта страна оказывается втянута в конфликт с союзным СССР государством. Однако конкретных действий в подобных ситуациях доктрина «сдерживания» не определяла. Бывший директором ЦРУ в 1953 – 1961 гг. А. Даллес считал: «Нам нельзя ограничивать свои контрмеры против коммунистической стратегии захвата власти лишь теми случаями, когда соответствующие правительства сами обратятся за помощью к Соединенным Штатам или же когда мы сами убедимся – это бывает, к сожалению, слишком поздно, – что жертва агрессии полностью исчерпала свои возможности в борьбе с коммунистическими захватчиками.

Мы сами должны определить, когда и каким образом нам действовать, по возможности вместе с другими государствами свободного мира, готовыми оказать такую поддержку».

По мнению одного из самых известных политических аналитиков У. Липпмана, такая неопределенность создавала опасность, что США распылят свои силы и ресурсы, обеспечивая защиту от реального или гипотетического советского влияния десяткам государств, примут на себя обязательства поддержки нежизнеспособным режимам и будут вынуждены спасать их от краха любой ценой, втягиваясь в бесчисленные конфликты. Как считал Липпман еще в конце 1940-х гг., США бы могли эффективнее достичь цели «сдерживания», ослабляя методами подрыва изнутри «сферу влияния» СССР в Восточной Европе, что заставило бы его занять в глобальном плане оборонительную позицию.

С появлением у СССР атомного оружия в 1949 г. уже у Совета национальной безопасности (СНБ) США, высшего органа планирования военной политики, возникли сомнения в отношении «сдерживания». Как предполагалось в директиве СНБ N 68 от 14 апреля 1950 г., явившейся ответом на крушение ядерной монополии США, тот факт, что СССР также стал обладателем атомного оружия, способен девальвировать в глазах его лидеров весомость угроз применения США ядерного оружия в конфликтных ситуациях. Это может подтолкнуть Советский Союз к более жесткой, наступательной политике, в том числе осуществляемой и военными средствами. В итоге, утверждалось в документе, США могут оказаться перед дилеммой выбора: или развязать ядерную войну, или отступать, пока их собственная территория не будет атакована.

Для того чтобы восстановить достоверность политики «сдерживания», президент Г. Трумэн дал санкцию на ускорение работ по созданию водородной бомбы. Директива СНБ N 68 ориентировала на дополнение ядерной мощи повышением боеспособности и численности вооруженных сил США в целом. Как и в Меморандуме ОКНШ 1945 г., не исключалось, что в определенных условиях США сочтут необходимым нанести по СССР упреждающий его выступление (превентивный, по принятой у американских политологов терминологии) ядерный удар.