Военная мощь в глобальной политике США, страница 25

Позиция, исходно разделяемая большинством теоретиков Республиканской партии, еще до выборов 2000 г. состояла в том, что США как крупнейшая мировая держава с глобальными интересами, развитой системой союзов должна в первую очередь поддерживать высочайший уровень военной мощи. Функция последней, в этом случае, определялась в категориях «сдерживания» стран, способных быть потенциальными противниками от действий, наносящих ущерб жизненно важным интересам США.

По меркам «холодной войны», вооруженные силы, которые созданы для «сдерживания» сильного потенциального противника, должны опираться на ударный стратегический компонент, служащий более для устрашения, чем для реального применения. Однако, поскольку по разделяемым разведывательным сообществом США оценкам таких противников в настоящее время у Америки нет, характер «сдерживания» меняется. Его осуществлению призвана служить система ПРО, которой для выполнения поставленных перед ней политических целей вовсе не нужно быть абсолютно надежной, гарантирующей 100% защиты. Для целей правящих кругов США будет достаточно, если она породит сомнения у потенциальных противников в целесообразности атаки на «крепость Америка».

Высокая стоимость системы ПРО ограничивает возможности ее сочетания с ускоренным развитием других компонентов вооруженных сил, что вынуждает республиканскую администрацию ограничивать запросы военного ведомства.

Неоизоляционизм республиканцев не исключает поддержания стабильных отношений между Россией и США, особенно если администрация Д. Буша проявит понимание мотивов, по которым в Российской Федерации сложилось негативное отношение к идее «нового миропорядка», основанного на американском лидерстве. В России еще не нашли решения многие проблемы ее внутреннего развития, сохраняется очевидное неравенство возможностей влияния на состояние международных экономических отношений с США и другими высокоразвитыми странами Запада. В этих условиях российская дипломатия не видела места России в системе нового глобализированного миропорядка, отвечающего ее роли и месту в Евразии и в мире в целом.

Переход от отношений «прохладного мира» к полномасштабному партнерству возможен, вероятно, лишь только после достижения Россией большей внутренней стабильности, уверенности в возможности защищать свои интересы. В то же время это не исключает поддержания корректных отношений, взаимодействия по отдельным вопросам.

Так, Россия остается крупнейшей ядерной державой, имеющей арсенал ОМП, способный нанести США непоправимый ущерб. Путь диалога – это единственная возможность обеспечить значительные сокращения ядерных арсеналов, окончательно оставить в прошлом угрозу взаимного гарантированного уничтожения. Сотрудничество США с Россией важно и для предотвращения распространения ядерного и иного оружия массового поражения, технологий производства ракетного оружия в конфликтных районах.

Кроме того, Россия выступает потенциально емким рынком, богатым полезными ископаемыми, энергоносителями, значение которых для европейских союзников США довольно велико.

Содействие России может быть важным в налаживании диалога между США и странами, играющими большую роль в деле укрепления мира и безопасности в таких регионах, как Персидский залив, Ближний Восток, но негативно относящихся к Западу.

Наконец, США имеют много общих интересов с Россией, начиная от углубления сотрудничества в защите среды обитания человека от неблагоприятных техногенных воздействий и кончая борьбой с международной преступностью.

Сотрудничество по конкретным, четко определенным вопросам в этих и иных взаимосвязанных сферах способно со временем расширить возможности России и США совместно участвовать в структурировании нового миропорядка, в формах, которые не будут создавать почвы для взаимного недоверия.