Военная мощь в глобальной политике США, страница 22

Иначе говоря, мир, согласно этим прогнозам, с развитием науки и техники не станет более безопасным и стабильным.

Заключение

Лидирующие позиции США в мире начала XXI века не вызывают сомнений. Нереально делать прогнозы на столетие вперед и предполагать, что наступающий век будет всецело «американским», несколько преждевременно. Однако есть все основания для гипотезы, что в ближайшие десятилетия ни одно государство мира не сможет оспорить мощь США в военно-технической и технологической сферах, их влияния на международную финансовую систему, систему союзов.

Бесспорно, что американское общество не свободно от противоречий, как традиционных, так и новых, связанных с различными аспектами последствий глобализации экономической жизни, остротой проблем экологии и энергоресурсов. Как и многие другие страны мира, США сталкиваются с трениями в межэтнических отношениях, необходимостью приведения системы образования в соответствие с реальностями «информационной эры», повышения эффективности государственного управления.

Трудно сказать, в какой мере особенности американского общества, преобладающие в нем социально-психологические установки будут содействовать решению возникающих проблем. Однако, отмечая их существование, важно учитывать, что в развитии США не проявляется таких коллизий, которые могли бы расцениваться как возможный источник серьезной внутренней дестабилизации.

В то же время вопросы путей и методов дальнейшей адаптации Америки к реальностям информационной эры, особенно к условиям глобализации, а соответственно, выбора оптимальной внешнеполитической и военно-политической стратегии, стали более чем спорными в политико-академической элите США, углубили традиционные разногласия между двумя ведущими политическими партиями страны.

Расхождения между демократами и республиканцами по основным вопросам внешней и оборонной политики к выборам 2000 г. вышли за рамки обычной полемики. За их разногласиями прослеживались реально существующие альтернативы выбора, масштабы которого столь велики, что они затрагивают не только Америку, но и все международное сообщество.

Неоспоримо, что существующий миропорядок, сохраняющий черты переходности, незавершенности после многих десятилетий «холодной войны», не устраивает большинство государств и народов. В его рамках недостаточно эффективно решаются глобальные проблемы современности, многие страны не удовлетворены своим статусом в системе мирохозяйственных связей, озабочены нестабильностью международной финансовой системы, встревожены ростом числа локальных, внутренних конфликтов на почве межнациональной или религиозной вражды.

«Доктрина Клинтона», окончательно оформленная в 1996 г., предполагала, что новый миропорядок будет строиться в условиях американского лидерства, поддерживаться мощью США и системой их союзов.

Конструктивность этой доктрине придавала ее направленность на осуществление взаимодействия США со всеми странами, в том числе и признающимися недружественными для решения общих задач повышения управляемости глобальными процессами. Администрация Клинтона в целом учитывала, что при росте взаимозависимости в международном сообществе обеспечение национальных интересов США требует взаимодействия с другими государствами в деле создания более стабильного и безопасного мира.

Глобальное лидерство США в рамках данной доктрины выступало не столько претензией на мировое господство одной из великих держав, сколько констатацией того факта, что Соединенные Штаты в современных условиях, являясь центром развитой системы союзов, обладают способностью оказать решающее воздействие на изменение облика мира. Это подразумевало, помимо прочего, возможность определять нормы, регулирующие мировую торговлю, правила функционирования международной валютно-финансовой системы, поощрять другие государства к проведению рациональной экологической, гуманитарной политики, повсеместно проецировать свою военную мощь, применяя репрессии против нарушителей вводимых «правил игры».