Военная мощь в глобальной политике США, страница 21

Большое значение придавалось развитию борьбы с терроризмом. 26 февраля 1999 г. У. Клинтон заявил: «Мы используем все имеющиеся средства, чтобы не дать террористам доступа к убежищам, оружию и деньгам. Даже если потребуются годы, террористы должны знать, что им негде будет спрятаться». Действительно, после взрывов в центре мировой торговли в Нью-Йорке, организованных террористической группой Бен Ладана, нападений на посольства США в Найроби и Дар-эс-Саламе ФБР создала пять команд «быстрого развертывания» (две в Вашингтоне, в Нью-Йорке, Майами и Лос-Анджелесе) для быстрой переброски за рубеж, где были совершены преступные действия, для проведения расследования и сбора улик. В состав групп вошли также оперативники, которые могли вести разминирование, специалисты по химической и биологической защите, связи и снабжению.

Передвижения террористов стали отслеживаться с использованием средств спутниковой и электронной разведки, что позволило нанести удары с воздуха по их предполагаемым базам. Тем не менее, по оценке Фонда наследия, борьба с терроризмом была не вполне продумана. Как считал эксперт Фонда Д. Андерсон, прежде всего администрация не имеет четких критериев разграничения между «борцами за свободу» и «террористами». Далее, по его мнению, увлекшись техническими методами борьбы с терроризмом, правящие круги США стали принижать значение традиционных специальных операций, роль агентурной разведки. «Наблюдение со спутников превосходно, но оно не заменяет глаз и ушей на земле, позволяющих познать намерения противника, – писал Андерсон. – Необходимо восстановить нашу способность проведения тайных операций. Это тесно связано с возрождением разведки. Чтобы нейтрализовать группы террористов, необходимо проникнуть в их ряды, а не просто обрушивать на их хижины крылатые ракеты. Конечно, это не просто и требует усилий».

С приходом к власти новой администрации руководство спецслужб, особенно ЦРУ, выступило с инициативами по совершенствованию своей деятельности. В частности, 13 спецслужб, представляющих разведывательное сообщество США, разработали план «стратегического развития» до 2010 г.

С одной стороны, он предусматривает совершенствование деятельности спецслужб и экономию средств за счет более тесной межведомственной координации, более широкого использования возможностей сотрудничества с корпорациями.

С другой стороны, речь шла о существенном изменении приоритетов деятельности спецслужб, переносе центра ее тяжести с оперативного реагирования на возникающие проблемы и выполнения заданий правительственных ведомств на аналитическую и прогностическую работу с тем, чтобы предупреждать намечающиеся кризисы.

Подобная идея формулировалась еще в платформе демократов к выборам 2000 г., в которой упоминалась возможность принятия доктрины «упреждающего реагирования», предполагающей выявление и устранение возникающих угроз, прежде чем они заявят о себе серьезными «вызовами» интересам США.

Очевидно, эта идея не вызвала возражений у республиканской администрации. Соответственно, спецслужбы предполагают к 2005 г. разработать методологию выявления назревающих кризисов, подготовить кадры аналитиков и в 2010 г. создать Национальный центр стратегических оценок, отвечающий за прогностическую работу.

Первым шагом в этом направлении стало проведение под эгидой ЦРУ конференции, посвященной перспективным направлениям развития науки и техники на срок до 2015 г. (в частности, особое внимание было уделено биотехнологиям, которые обещают фантастические результаты – от саморемонтирующихся машин до беспрецедентного продления жизни человека). Подводя итоги проведенных исследований, Д. Ганнон, выступая на заседании комитета по национальной безопасности в области систем телекоммуникации и информации, отметил, что раскрывающиеся возможности могут оказаться источником опасных «вызовов». Новые технологии станут достоянием лишь ограниченного числа государств. Соответственно, «отстающие регионы, страны и группы столкнутся с углубляющейся экономической стагнацией, политической нестабильностью, культурным отчуждением. Они превратятся в базы политического, этнического и религиозного экстремизма и насилия, сопровождающего его. Это заставит США и другие развитые страны, не забывая старых «вызовов», одновременно концентрировать внимание на технологиях «нового» мира.