Военная мощь в глобальной политике США, страница 16

Пентагон организовал утечку информации о том, что Ирак, якобы, уже создал и испытал ядерную бомбу из быстрораспадающегося циркония-95, что позволило скрыть следы взрыва. Министр обороны США Д. Рэмсфильд выступил с заявлением, что планы по развертыванию системы ПРО могут вызывать тревогу лишь у тех стран, которые замышляют агрессивные действия в отношении своих соседей. Начали публиковаться алармистские материалы о падении боеготовности вооруженных сил США, поддержке 2/3 американцев идеи создания ПРО, хотя, если при проведении соответствующего опроса разъясняется, что эта система не обеспечивает абсолютно надежной защиты территории страны, а ее развертывание может вызвать трения в отношениях с другими государствами, уровень поддержки резко падает.

Тем не менее, растущее давление побудило администрацию наконец определить свою позицию в вопросах оборонной политики. Выступая в Национальном университете обороны 1 мая 2001 г. Д. Буш заявил о том, что США выйдут из договора 1972 г. по ПРО и начнут создание системы противоракетной обороны. При этом президент не исключил возможности достижения нового взаимопонимания с Россией, отметив, что она «не является и не должна быть стратегическим противником США» и отношения с нею будут строиться «на открытости, взаимном доверии и возможности сотрудничества, в том числе в сфере противоракетной обороны». В качестве акта доброй воли Д. Буш предложил провести односторонние сокращения арсенала стратегических наступательных вооружений США, хотя ядерное оружие по-прежнему рассматривается им как «жизненно важный элемент безопасности».

Конкретно речь может идти о том, что США сократят свой стратегический ядерный арсенал с 7 тыс. боеголовок (по договору ССВ-2 их должно быть 3 – 3,5 тыс.) до 2 тыс.

Сумма ассигнований на систему ПРО, как и ее масштабы, остаются дискуссионными, тем более что стоимость многих ее компонентов пока не определена. По предварительным наметкам, ее развертывание должно начаться в 2004 г., когда предполагается установить первые пять ракет-перехватчиков на Аляске и ввести в строй два крейсера ПРО стоимостью 1,2 млрд. долл. Кроме того, намечается развертывание мобильных (устанавливаемых на переоборудованных «Боингах-747») лазерных установок, способных уничтожать ракеты в полете. Испытание этой системы намечено на 2003 г..

Ограниченные масштабы планов по развертыванию систем ПРО, судя по данным американской печати, не устроили военно-промышленные круги. Ряд влиятельных экспертов (в частности С. Хэдли, зам. помощника президента по национальной безопасности, Р. Джозеф, советник Совета по национальной безопасности по стратегической обороне) выступили за то, чтобы США «не ограничивали себя соглашениями по контролю над вооружениями», отказавшись от их соблюдения. Как отметила в этой связи газета «Нью-Йорк Таймс», речь идет о принципиальном изменении парадигмы военной политики, исключении такого ее компонента, как использование военной мощи в качестве дипломатического инструмента «торга» на переговорах.

Если исходить из заявлений министра обороны США Д. Рэмсфильда, теоретически не исключен отказ США от соглашений, запрещающих милитаризацию космического пространства. По его словам, из-за отсутствия системы защиты спутников связи и разведки, играющих важнейшую роль в военной инфраструктуре, Соединенные Штаты могут столкнуться с угрозой «космического Пёрл-Харбора». Первым шагом для предотвращения этой угрозы стало введение должности четырехзвездного генерала, ответственного за космические операции, который должен координировать программы военного космоса, на которые различные ведомства, в основном связанные с разведкой, ежегодно тратят около 8 млрд. долл. (общий военный бюджет США достигает 310 млрд.). Рэмсфильд также не исключил возвращения к идее создания «космического самолета», способного выходить на околоземную орбиту, от которой ранее отказались из-за дороговизны и технической сложности этого проекта. Очевидно, однако, что для корпораций США, опасающихся спада производства, такой проект был бы весьма соблазнителен.