Военная мощь в глобальной политике США

Страницы работы

Содержание работы

Часть III. Военная мощь в глобальной политике США

Глава 9. Наследие «холодной войны» в военно-политическом мышлении США

«Холодная война» завершилась более десятилетия назад. Тем не менее, ее идейно-теоретическое наследие продолжало оказывать большое влияние на восприятие политической мыслью США реальностей мирового развития, на оценки содержания американских интересов в 1990-е гг., рекомендации относительно средств их обеспечения.

ВОЕННАЯ МОЩЬ КАК ИНСТРУМЕНТ «СДЕРЖИВАНИЯ»

Военное планирование в США, начиная с 1945 г., строилось на неизбежности применения ядерного оружия в случае войны с СССР. При этом не исключалось, что в определенной ситуации США начнут такую войну первыми. Так, в Меморандуме Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) от 19 сентября 1945 г. указывалось: если станет известно о намерении «потенциального противника» начать боевые действия, то нельзя дать ему возможность нанести первый удар; необходимо отбросить идеи о недопустимости собственных агрессивных действий и, приняв соответствующее политическое решение, выступить первыми.

Разрабатывавшиеся ОКНШ планы не означали, что правящие круги США твердо решились развязать войну против СССР с использованием ядерного оружия.

В 1945 – 1949 гг. США вывели большую часть своих войск из Европы, сократили общую численность вооруженных сил. К 1950 г. в Европе, на территории Западной Германии, Австрии и Италии, осталось лишь 145 тыс. американских военнослужащих, что было заведомо недостаточно, чтобы представлять какую бы то ни было угрозу СССР. В свою очередь Советский Союз сократил за 1945 – 1948 гг. численность своих вооруженных сил на 8,5 млн. человек до уровня в 2874 тыс. человек. Очевидно, советское руководство не пошло бы на такие сокращения, имей оно серьезные основания верить в достоверность угрозы внезапного ядерного нападения со стороны США.

В конце 1940-х гг. ни СССР, ни США объективно не были заинтересованы в войне друг с другом, более того, их лидеры имели все основания опасаться такой войны.

В этот период военные США полагали, что, несмотря на монополию на ядерное оружие (в 1948 г. в арсеналах Соединенных Штатов уже имелось около 50 атомных бомб), невозможно помешать сухопутным силам СССР в случае войны с ним установить контроль над всем континентальным массивом Евразии. Кроме того, США не располагали более надежным средством доставки ядерного оружия, чем бомбардировщики, уязвимые для советских средств противовоздушной обороны (ПВО). При этом с победой китайских коммунистов в гражданской войне в 1949 г. гигантские людские ресурсы Китая еще больше увеличили потенциал, на который мог опираться СССР. Все это побуждало правящие круги США проводить политику, сводящую до минимума риск непосредственного столкновения с СССР. Одновременно осуществлялось наращивание ядерных арсеналов с помощью мер в рамках «плана Маршалла» укреплялась экономическая и военная мощь союзных Америке государств.

В первые послевоенные годы в Вашингтоне понимали, что главная угроза стабильности в Европе исходит не от СССР, а от остроты проблем послевоенного восстановления экономики государств, пострадавших от войны. В Западной Европе было нарушено денежное обращение, заводы простаивали из-за отсутствия сырья, резко упало производство аграрной продукции. В Англии карточная система распределения продуктов была полностью отменена лишь в 1954 г. Во Франции норма выдачи хлеба в 1947 г. была ниже, чем при немецкой оккупации.

Восстановление демократии в странах, освободившихся от фашизма, возрождение политических партий принесли наибольшие выгоды коммунистам и социалистам, которые во время оккупации продолжали работать нелегально, в подполье. На первых послевоенных выборах во Франции и Италии коммунисты получили до трети голосов избирателей. Вместе с социалистами они оказывали решающее воздействие на политику сложившихся коалиционных правительств. В Италии под давлением левых сил была ликвидирована монархия. Во Франции проводилась национализация ведущих отраслей промышленности. Государство взяло под контроль весь энергетический комплекс, авиационную промышленность, половину автомобильной промышленности, делались попытки перехода к плановому развитию экономики.

В этих условиях в США вполне реальной перспективой воспринималась «советизация» Западной Европы. В июне 1947 г. государственный секретарь США А. Маршалл выдвинул идею помощи странам Европы в преодолении последствий войны. Предполагалось, что страны, получающие помощь, представят данные о состоянии своей экономики, потребностях, планах использования поступающих средств. На основании этих данных конгресс США принимал решение о выделении помощи, распределением которой занимался специальный комитет под руководством американского администратора. «План Маршалла» должен был, с одной стороны, помочь европейцам преодолеть последствия войны, а с другой – позволить США избавиться от переизбытка капиталов, создать платежеспособные рынки сбыта своей продукции.

Похожие материалы

Информация о работе