Бульдозер-толкач ДЗ-120 с рыхлителем (Лабораторная работа № 7), страница 2

Корпус амортизатора снабжен цапфой для шарнирного соединения с отвалом. Для регулировки межцентрового расстояния 1 амортизатора внутренними резьбами (левого и правого поправления) и взаимодействует с одной стороны со штоком упора 3, а с другой • с проушиной 7,

При повороте гильзы меняется расстояние между проушинами амортизатора и осуществляется регулировка расстояния Ь между центрами проушин. Фиксируются указанные детали между собой специальной планкой б.

Упругий элемент пакета амортизаторов состоит из двух металлических конусов, между которыми навулканизирована резина марки 2959. Ддя предотвращения при деформации разрушения элемента свободнее торцевые поверхности резины имеют кольцеобразный желобок. Каждый упругий резиновый элемент имеет нелинейную статическую характеристику с малой жесткостью в начальный момент и увеличением ее более чем в 4 раза в конце хода. Допускаемая деформация сжатия элемента составляет 7 мм. Вследствие потери части энергии в резине при растяжении и сжатии элементов амортизатору не свойственна резкая отдача и обеспечена плавная работа толкача в процессе толкания скреперов.

Нелинейные характеристики амортизаторов обеспечивают плавность работы при стыковке толкача со скрепером в начальный период и резкое увеличение жесткости в конце хода амортизатора, При упоре штока в днище корпуса и выборе хода амортизатор становится жестким. Амортизаторы собираются с предварительным натяжением упругих элементов усилием, равным 5% от максимального значения силы соуда­рения толкача при подходе к скреперу с разностью скоростей до 5 км/ч. За счет предварительного натяжения элементов сохраняется устойчивое положение отвала при выполнении бульдозерных работ и в транспортном режиме машины. Натяжение осуществляется на прессе с помощью болтов с гайками, соединяющими корпус 2 амортизатора с направляющим

стаканом 4.

рис.2 Схема амортизатора.

Однозубый рыхлитель ДП-26С (см.рис. 1) навешивается сзади трактора. К заднему мосту трактора 5 жестко крепится опорная рама б, на которой в нижней части шарнирно крепится рабочая балка 9 и верхняя тяга 7.

Рама 10, шарнирно установленная между верхней тягой 7 и рабочей балкой 9, образует параллелограмную подвеску рыхлителя. Рама рыхлителя в нижней части имеет опорную площадку для ограничения заглубления рыхлителя. Во внутренней полости рамы на пальце рыхлителя установлен 'зуб 11 с быстросъемным наконечником 12.

Управление рыхлителя осуществляется двумя гидроцилиндрами 8 из кабины трактора.

Наличие рыхлителя значительно расширяет возможности бульдозера-толкача, особенно а зимний период, когда изменяются грунтовый фон и температурные границы, в которых могут эксплуатироваться скреперные отряды.

Бульдозер-толкач ДЗ-120 возможно использовать для работы со скреперами ДЗ-77С (Д-374Б), Д-4988, Д-498, Д-3571 и Д-357А и др. В зависимости от принятой технологии работ и дальности транспортировки грунта, бульдозер-толкач может обслуживать от 4 до 8 скрепе ров. Число скреперов в отряде работающих с одним толкачом может увеличиваться с ростом расстояния транспортировки материала.

ДЗ-120 возрастает на 83% при дальности транспортировки 3-3,5 км, а удельный расход топлива по сравнению с са­мостоятельным набором грунта скрепером снижается на 47%.

Установка упругих амортизаторов на бульдозере-толкаче ДЗ-120 обеспечивает плавность при стыковках со скреперами и при встрече труднопреодолимых препятствий в процессе набора грунта, а также при работе на грунтах повышенной прочности и частично смерзшихся материалах. Значительно улучшаются условия труда, и снижается утомляемость машинистов бульдозера-толкача и скрепера, особенно при стыковке и наполнении грунтом ковша. Ускорение на сидении машиниста бульдозера-толкача при соударении снижается в 1,8 • 2,2 раза по сравнению с бульдозером обычного типа. Ускорение на рабочем месте машиниста скрепера уменьшается в 1.5 раза.