«Высветление» экономики и укрепление национальной безопасности России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

М.Глинкина Г.Клейнер

«ВЫСВЕТЛЕНИЕ» ЭКОНОМИКИ И УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Можно принимать или не принимать часто воспроизводимый на страницах «Российского экономического журнала» тезис, согласно которому главные угрозы экономической и в целом национальной безопасности нашей страны продуцируются реализуемым с 1992 г. реформационным курсом (а значит, нужно задействовать альтернативный вариант реформирования)', но его авторы несомненно правы, утверждая, что именно этот курс привел к гипертрофированно­му «затенению» отечественной экономики2. Нет принципиальных сомнений и в том, что по­следнее негативно сказывается на состоянии национальной безопасности России, однако суще­ствует задача конкретизации данного вывода. Попытка ее решения представляется необходи­мым исходным пунктом обоснования комплекса «высветляющих» мер укрепления безопасно­сти, о которой идет речь.

Развития в соответствии с национальными целями или серьезно ухудшить ее положение в миро­вом сообществе. Рассматриваемое понятие распространяется на государство, экономику и социум вплоть до отдельного индивида и отражает их жизненно важные интересы — совокуп­ность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возмож­ности прогрессивного развития государства, общества и личности, являющихся, таким обра­зом, основными объектами национальной безопасности.

Последняя соответственно складывается из безопасности: 1) государства как политической организации (защиты целостности, суверенитета и независимости, материального и иного обес­печения стабильного развития согласно избранной стратегии); 2) общества (защиты формаль­ных и неформальных общественных организаций и движений, гарантирования свободы их функ­ционирования и влияния на политику государства); 3) личности и населения (защиты жизни, прав и достоинства граждан, их возможностей участвовать в общественных организациях и в управлении государством в рамках избирательных механизмов). Эти три аспекта безопасности образуют сложный комплекс, в рамках которого безопасность каждого из субъектов в конкрет­ной ситуации может по-разному соотноситься с безопасностью остальных — дополнять их или им противоречить. Так, максимизация безопасности государства может потребовать сниже­ния безопасности конкретных граждан, а максимизация безопасности общества — усиления безопасности государства.

Факторы, определяющие степень защищенности страны от внутренних и внешних угроз, можно с определенной долей условности подразделить на внутренние и внешние. Среди пер­вых — экономические, социальные, политические, научно-технические, военно-политичес­кие, природно-климатические, социально-демографические, ментально-психологические, куль­турные и информационные. К внешним факторам безопасности относятся такие, как: глобаль­ная экономическая динамика; политическая структура мира, роль международных организа­ций, международных дипломатических, военных, политических и иных отношений; междуна­родное право; структура и динамика международного разделения труда и торговли; общий уровень, территориальное распределение «очагов» и тенденции мирового научно-техническо­го прогресса; природно-климатические условия в различных частях планеты и в мире в целом;

социально-демографические параметры и процессы; наличие и специфика диаспоры; осо­бенности политики, проводимой отдельными странами и группами стран (экспансионизм, агрессивность, изоляционизм, миролюбие и т.п.).

Следует иметь в виду, что каждый из перечисленных внутренних и внешних факторов спо­собен выступить в роли как фактора национальной безопасности, так и угрозы ей. Поскольку же факторы и их результаты представляют собой взаимосвязанную систему, любое изменение состояния каждого из факторов может иметь непосредственное (прямое) влияние, усиливаю­щее или ослабляющее национальную безопасность, и влияние опосредованное (косвенное), распространяющееся через один или несколько других факторов. Есть основания говорить о влияниях нулевого порядка («изменение фактора i — изменение уровня национальной безо­пасности»), первого порядка («изменение фактора »' — изменение фактора у — изменение уровня национальной безопасности»), второго порядка («изменение фактора i — изменение фактора у — изменение фактора k изменение уровня национальной безопасности»), и т.д.. Правомерно ставить также вопрос об оценке полного влияния изменения данного фактора на уровень национальной безопасности, имея в виду и учет всех видов влияния косвенного.

Как внутренние, так и внешние факторы национальной безопасности подвергаются непо­средственному воздействию «теневой экономики», однако прежде всего важно подчеркнуть: ее расширение ведет к диспропорциям и разрушению связей в системе «государство — обще­ство — личность». Утрачивая контроль над значительной частью экономики, государство ос­лабляет силу и уменьшает объем своего ведения, становясь как бы излишним: оно не защищает личность от криминальной части «теневой экономики» и не помогает индивидам отстаиватьсвои права в сферах неформальной и неофициальной экономики4. Возникает неустранимый разрыв между личностью и государством, основанный на утрате их взаимного доверия (неиз­бежным следствием этого становится взаимное недоверие индивидов). Государство не выпол­няет функции защиты эксплицитных и имплицитных контрактов, что также приводит к усиле­нию недоверия и несклонности к долгосрочной стратегической экономической деятельности (в том числе к инвестированию). Это снижает потенциал и эффективность экономики в средне и долгосрочном горизонтах.

Похожие материалы

Информация о работе