Анализ экономического состояния предприятия ОАО "Рубцовский машиностроительный завод", страница 23

Все вышесказанное, инициатива только некоторых руководителей предприятия. Целостной же системы социально-психологической заинтересованности у работников не создано. Все это происходит из-за отсутствия на предприятии средств, отдела или лаборатории социологических исследований, которые имели бы своей целью формирование здорового морально-психологического климата в каждом структурном подразделении организации, основ производственной культуры. Не ведется изучение социальных и психологических проблем организации труда, быта и отдыха работников, разработки и методов их решения. Не разрабатываются мероприятия по повышению стабильности трудового коллектива, его активности, инициативы; повышению эффективности системы социального управления; пропаганде социологических и психологических знаний, разработке системы взаимоотношений в организации; разработке и внедрению мероприятий по повышению удовлетворенности трудом; изучению общественного мнения.

Руководством предприятия сокращен отдел трудового обучения, в связи с этим вести планирование, обучение и переподготовку рабочих и руководителей (около 30% которых достигли пенсионного и предпенсионного  возраста) некому.

В группах и коллективах работников, сложившееся положение дел вызывает чувство подавленности и скрытого недовольства, в фонд социальной сферы за три года не перечислено ни копейки. Отсутствие у работников экономической и социальной заинтересованности приводит к срыву плановых заданий и целей, что сейчас и наблюдается на ОАО «РМЗ». Необходимо принимать меры по исправлению создавшегося положения дел.

В настоящее время данные и другие проблемы развития предприятия — остро стоят перед руководителями ОАО «РМЗ».

3. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ КОНВЕРСИИ  (НА ПРИМЕРЕ ОАО «РМЗ»)

3.1. Рекомендуемая стратегия реконструирования ОАО «РМЗ».

В настоящее время ОАО «РМЗ» пытается освоить выпуск сельскохозяйственной техники (в частности, посевных комплексов). Исследования маркетологов предприятия показывают, что спрос на данный вид продукции имеется как у нас в стране, так и за рубежом (Казахстан). Однако, кратковременный опыт освоения данного вида продукции показал, что предприятие в силу специфичной производственной структуры и технологической организации производства не в силах наладить выпуск сельскохозяйственной техники в рамках оптимальных издержек, определяющих ценовую конкурентоспособность данной продукции.

Идеальным вариантом на наш взгляд, решения данной проблемы явилось бы вхождение ОАО «РМЗ» в структуру ФПГ  «Сибагромаш» (куда, кстати, ОАО ''РМЗ'' входило в свое время). Именно в рамках структуры ФПГ ''Сибагромаш'' возможно использование преимуществ концентрации производства: материальных, трудовых и финансовых ресурсов, изначально ориентированных на выпуск сельскохозяйственной техники.

Однако, реализация данного варианта на современном этапе представляется весьма проблематичной.

Мы предлагаем разработать на, как минимум пятилетнюю перспективу, иную форму интеграции усилий ФПГ ''Сибагромаш'' и ОАО ''РМЗ'', а именно: создание сети делового сотрудничества (''виртуальной компании'' [1]).

Виртуальные компании, или сети делового сотрудничества, являются в современной экономике западных стран одной из самых распространенных форм интеграции усилий (а, иногда, капиталов) в направлении решения общей стратегической задачи различными компаниями. К ее решению, как правило, в данную сеть привлекаются и органы государственной власти [2], осуществляющие, с одной стороны, антимонопольный контроль за деятельностью ''виртуальной компании'', а, с другой стороны, поддерживающие ее деятельность в направлении достижения общенациональных целей.

Сети делового сотрудничества обычно концентрируются вокруг одного основного вида бизнеса, чья роль является основополагающей для такой сети. В нашем случае подобным бизнесом может выступать производство и реализация сеялок и посевных комплексов. Отношения в сети могут быть вертикальными, прямыми или обратными по отношению к направлению создания продукции, или горизонтальными между видами бизнеса на одной стадии технологической ценологии (см. Рис.3.1).