Поверочный расчет аэродинамических характеристик самолета: Учебное пособие, страница 13

Коэффициент трения плоской пластины (верхняя и нижняя поверхность) определяется по графику (Рис 4.1) . Число Рейнольдса для рассматриваемой несущей поверхности ,  - средняя аэродинамическая хорда консольной части несущей поверхности (крыла, ГО, ПГО, ВО). Как и в случае расчета коэффициента сопротивления трения фюзеляжа, для несущей поверхности можно принять пограничный слой турбулентным. Некоторое завышение коэффициента сопротивления допускается, что определяет запас тяги двигателя.

Коэффициент волнового сопротивления несущей поверхности определяется по соотношению

                                                                              (4.14)

где  - коэффициент волнового сопротивления несущей поверхности с ромбовидным профилем. Зависимости  на рис 4.17а,б,в позволяют определить коэффициент .

Коэффициенты, учитывающие влияние на волновое сопротивление ромбовидного профиля формы расчетного профиля в случае крыла бесконечного размаха – K (таблица 4.2), где  угол стреловидности линии, проходящей через максимальные толщины профилей по размаху консолей крылп,а также относительной толщины профиля и удлинения рассматриваемого крыла - j (рис. 4.18а)

Таблица 4.2

Форма профиля

xc

         b

         a

         b

дуга параболы или окружности

синусоида

К

2.5 … 4

Рис. 4.17а  График для расчета волнового сопротивления крыльев с ромбовидным профилем

      

Рис. 4.17б  График для расчета волнового сопротивления крыльев с ромбовидным профилем

      

Рис. 4.17в. График для расчета волнового сопротивления крыльев с ромбовидным профилем

Рис. 4.18а

В трансзвуковом потоке  коэффициент  определяется по графикам (рис 4.18б)

Рис 4.18б

Для ориентировочной оценки коэффициента волнового сопротивления крыла сложной формы в плане исходное крыло разбивают на 2 вспомогательных простых крыла с постоянной стреловидностью по передней кромкеи общей площадью в плане (рис. 2.10). Коэффициент волнового сопротивления рассчитывается по формуле

где - коэффициент волнового сопротивления n-го вспомогательного простого крыла,

 K -коэффициент, учитывающий влияние интерференции на волновое сопротивление крыла. В приближенных расчетах можно принять   K = 1.15…1.2.

Расчет коэффициента сопротивления несущей поверхности при нулевой подъемной силе с учетом интерференции с фюзеляжем выполняется по соотношению

                                                                         (4.15)

где  - коэффициент сопротивления изолированной несущей поверхности (4.12),  - коэффициент сопротивления трения несущей поверхности (4.13) ,

 - площадь подфюзеляжной части несущей поверхности,

 - коэффициент, учитывающий интерференцию несущей поверхности с фюзеляжем, величина которого определяется схемой расположения несущей поверхности. В схеме «среднеплан» = 0.15 … 0.2. При расчете вертикального оперения коэффициент  нужно уменьшить в 2 раза.

4.3.   Расчет коэффициента сопротивления подвешиваемых грузов.

Расчет коэффициента сопротивления j – й наружной подвески (груза) c учетом интерференции определяется выражениями:

-  при подвеске без пилонов

                                                                 (4.16)

-  при подвеске на пилонах

где и - коэффициенты сопротивления  j – х подвесок и пилонов;

    , ;

- площадь миделевого сечения подвешиваемого груза;

 - площадь сечения пилона плоскостью нормальной его высоте;

- коэффициент интерференции между подвеской и корпусом самолета.

Расчет и аналогичен расчету коэффициента сопротивления при нулевой подъемной силе изолированного фюзеляжа (мотогондолы) и несущей поверхности.

Для подвесок типа ракет или топливных баков:

При              = 1.1 … 1.3;

при     = 2.0 … 3.0

при           = 1.2 … 1.7

4.4.      Определение коэффициента индуктивного сопротивления самолета