Поверочный расчет аэродинамических характеристик самолета: Учебное пособие, страница 12

Для дозвуковых воздухозаборников и при j < 1, коэффициент рассчитывается по соотношению 4.9, коэффициенты и  определяются по графикам рис 4.9, 4.10.

Коэффициент сопротивления кормовой части фюзеляжа форма обводов кормовой части), определяется по графику рис. 4.11а,б.

Коэффициент сопротивления донного среза при неработающем двигателе определяется для всех значений числа М¥ по формуле :

,                                                                         (4.11)

где  – площадь донного среза, - диаметр донного среза, – коэффициент донного давления.

Подпись:  



Рис 4.7а Схема воздухозаборника с центральным телом

Рис. 4.7б. График для расчета  носовой части с протоком при j = 1 (прямолинейные обводы)

Рис. 4.8. График для расчета  носовой части с протоком при j = 1

(параболические обводы)

Рис. 4.9.  Зависимость коэффициента подсасывающей силы воздухозаборника 

от коэффициента расхода воздуха

Рис.   4.10. Зависимость коэффициента добавочного сопротивления

простого диффузора от коэффициента расхода воздуха

График для расчета

Рис 4 11 а— прямолинейные обводы кормовой части

Рис 4.11б — параболические обводы кормовой части

Рис. 4.12 Зависимость коэффициента донного давления тела вращения от числа Маха при hкорм=1

Рис 4.13  Влияние сужения кормовой части на коэффициент донного давления

 - коэффициент, учитывающий влияние удлинения и сужения кормовой части (рис. 4.13)

При М¥ < 0.8  ,

- коэффициент трения плоской пластины, определяемый по числу .

 При М>0.8  определяется по графикам рис. 4.12, коэффициент  по графикам рис 4.13. Для крутых обводов кормовой части (угол наклона образующей ,рис 4.14) ) расчет коэффициента  проводится по фиктивным параметрам   , ,  (рис 4.14):

 ,  , ,

 

Рис 4.15 Схема для определения Sдон    (Sдон заштриховано)

 
В случае работающего двигателя, диаметр сопла которого , расчет производится аналогично выше сказанному, только площадь  – рассчитывается как площадь кольца донного среза, образованного обводом кормовой части по окружности донного среза и диаметром сопла двигателя (рис 4.15). Если диаметр  неизвестен, то условно его можно принять   . Если сопло двигателя выходит за кормовую часть фюзеляжа, то при работающем двигателе т.к. . При неработающем двигателе коэффициент  рассчитывается по площади среза сопла .

Рис 4.14 Схема замены действительной кормовой части фиктивной (заштрихованная область отбрасывается)     

         Расчет коэффициента сопротивления при нулевой подъемной силе i–й мотогондолы аналогичен расчету коэффициента сопротивления фюзеляжа.

4.2.     Расчет коэффициента лобового сопротивления несущей поверхности (крыла, ГО, ПГО, ВО) при нулевой подъемной силе.

Коэффициент лобового сопротивления изолированной несущей поверхности при нулевой подъемной силе  определяется по формуле:

                                                                                                   (4.12)

где  - коэффициент профильного сопротивления, состоящий из сопротивления трения и сопротивления давления, обусловленного перераспределением давления из-за влияния вязкости; - коэффициент волнового сопротивления, обусловленный потерями полного давления (потерями энергии) в скачках уплотнения и перераспределением давления на трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях.

Коэффициент профильного сопротивления:

                                                                                          (4.13)

где - коэффициент, учитывающий долю несущей поверхности, занятую мотогондолами. Если мотогондолы отсутствуют, то = 2. При наличии мотогондол , где - площадь несущей поверхности, занятая мотогондолами,

 - коэффициент, учитывающий влияние на профильное сопротивление толщины  профиля ( рис 4.16),

  - коэффициент, учитывающий влияние числа Маха (рис 4.2)

Рис 4.16