Автомобильный и железнодорожный транспорт Нижневолжского района, страница 2

Название

области/

республики

Площадь, тыс. км кв.

Население, тыс. чел.

Протяженность дорог, км

Плотность сети,

км/км кв.

Обеспеченность населения, км/чел.

К

Астраханская обл.

44,1

1019,5

554,1

0,013

0,0005

0,0026

Волгоградская обл.

113,9

2693

1335

0,012

0,0005

0,0024

Саратовская обл.

100,2

2719

1789,9

0,018

0,0007

0,0034

р. Калмыкия

76,1

316,1

174,5

0,002

0,0006

0,001

Автомобильные дороги.

В Калмыкии автомобильная сеть развита лучше, чем железнодорожная. Это позволяет ей занимать третье место по протяженности автомобильных дорог, опережая Астраханскую область. Благодаря маленькой численности населения, Калмыкия на порядок опережает другие части района по протяженности дорог на душу населения.

Исходные и расчетные величины приведены в таблице 2 (см. след. стр.).

Таблица 2.

Название

области/

республики

Площадь, тыс. км кв.

Население, тыс. чел.

Протяженность дорог, км

Плотность сети,

км/км кв.

Обеспеченность населения, км/чел.

К

Астраханская обл.

44,1

1019,5

652,5

0,015

0,0006

0,003

Волгоградская обл.

113,9

2693

1363,5

0,012

0,0005

0,0024

Саратовская обл.

100,2

2719

1467

0,015

0,0005

0,0028

р. Калмыкия

76,1

316,1

787,5

0,01

0,002

0,005

Анализ железнодорожной сети.

Типология железных дорог.

Саратовская область.

Тип: развитая сеть.

В эту сеть входят все дороги области. Изолированных дорог нет. Тупиковое ответвление одно – Красный Кут – Александров Гай. Дорога …Ртищево – Аткарск – Саратов – Урбах – Ершов – Озинки… является осевой дорогой сети. Она же является одной из дорог, соединяющих центр России с Казахстаном.

Волгоградская область.

Тип: проходящая дорога;

         сеть.

В данной области можно выделить два типа. На востоке области проходит одна сквозная дорога без ответвлений - …Эльтон – Гмелинская… остальную часть области занимает железнодорожная сеть. Тупиковое ответвление одно – Новониколаевский – Урюпинск.

Астраханская область.

Тип: сквозная дорога с нетупиковыми ответвлениями.

Основная дорога области, идущая вдоль Волги и соединяющая центр России с Казахстаном, имеет два ответвления: одно через Волгоградскую область соединяет ее с осевой дорогой Саратовской области, а второе через Калмыкию уходит на юг. Изолированных дорог нет.

Республика Калмыкия.

Тип: сквозная дорога;

         тупиковое ответвление.

В восточной части проходит сквозная дорога без ответвлений, соединяющая Астраханскую область и Дагестан. Столица Калмыкии, Элиста, является конечной станцией тупикового ответвления одной из дорог Ставропольского края.

Типология узлов.

Саратовская область.

Всего узлов: 9.

Трехлучевые: 4 – Аткарск;

                              Урбах;

                              Ершов;

                              Красный Кут.

Четырехлучевые: 5 – Ртищево;

                                    Балашов;

                                    Сенная;

                                    Саратов;

                                    Пугачев.

Многолучевых узлов нет.

Волгоградская область.

Всего узлов: 4.

Трехлучевые: 2 – Новониколаевский;

                              Иловля.

Четырехлучевые: 2 – Волгоград;

                                    Петров Вал.

Многолучевых узлов нет.

Астраханская область.

Всего узлов: 2.

Трехлучевые: 2 – Верхний Баскунчак;

                              Аксарайская.

Четырехлучевых и многолучевых нет.

Республика Калмыкия.

Узлов нет.

Заключение.

На основании приведенных в реферате данных можно сказать, что наиболее развитой сетью железных дорог обладает Саратовская область. Здесь не только наибольшая протяженность дорог, но и наибольшее количество узлов. Как упоминалось ранее, возможной причиной может служить то, что эта область расположена ближе к центру РФ, чем остальные части района, и обладает более развитой промышленностью.

Список литературы.

1.  Атлас мира. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России: Издательский дом Оникс, 2001.

2.  Разумовский В.И. Эколого-экономическое районирование. – Л.: Наука, 1989.

3.  Бугаев В.К., Файбусович Э.Л. Текст лекций по курсу «Размещение производительных сил и экономика районов». – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.