Воспитание в педагогическом процессе

Страницы работы

Содержание работы

Воспитание в педагогическом процессе

1.  Понятие, принципы, методы воспитания.

Воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию мировоззрения человека, его поведения и приобщения к культуре.

Принципы воспитания:

а) дифференцированный подход к воспитанию;

б) воспитание в группе и через коллектив;

в) сочетание требовательности, контроля с уважением личности;

г) акцент на положительных качествах личности;

д) воспитание в процессе совместной деятельности и общения.

Методы воспитания:

а) убеждение (на эффективность убеждения влияют авторитет коммуникатора, содержание общения, особенности реципиента);

б) пример (непосредственный или косвенный. на эффективность метода влияют значимость примера и учет сферы интересов личности);

в) упражнения (режимные и специальные. необходимо обеспечить сознательный подход к выполнению упражнений и в разнообразных формах);

г) поощрение (формальный, неформальный. целесообразно исполнять публичную форму, учитывать возрастной фактор);

д) наказание (формальное, неформальное. индивидуальная форма реализации метода, в сочетании с методом убеждения, необходимо учитывать возрастные и психологические факторы при реализации метода).

2.  Проблемы семейного воспитания.

Семья как институт социализации выполняет следующие функции:

а) транслирующая (передача соц. норм, существующих в обществе и соц. группах);

б) мировоззренченская (формирование интересов, ценностей, взглядов);

в) регулятивная (регуляция поведения деятельности на основе принятых в семье норм);

г) статусная (семья должна готовить индивида к жизни в том соц. слое, к которому она принадлежит сама);

Семья формирует след. соц.-псих. качества личности:

а) умение общаться с разными людьми в различных ситуациях;

б) способность доверять и любить близких людей;

в) способность к самореализации, самоубеждению;

В процессе воспитания возможно использование различных стилей:

а) демократический (сочетание требовательности и контроля с эмоциональным принятием ребенка);

б) авторитарный (жесткое воспитание с применением наказаний);

в) детоцентристский (ребенок в центре внимания);

г) отстраненный (отказ от воспитания под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги);

д) прагматический (выработка у детей практичности, получения выгоды);

Оптимальное воспитательное воздействие характеризуется след. функциями:

а) адекватность (близкая к объективной оценка деятельности ребенка);

б) динамичность (учет возрастных и псих. особенностей в процессе воспитания);

в) ориентация воспитательных процессов на будущее в соответствии с требованиями, которые ставит перед человеком дальнейшая жизнь.

Проблемы взаимоотношения можно рассматривать в двух аспектах: вертикальный (последовательность смены поколений истории определенного периода. это позволяет представить общую картину трансляции соц.-кул. уровня от поколения к поколению), горизонтальный (все живущие поколения действуют одновременно и между ними складываются определенные отношения).

3.  Конфликты поколений.

Л. Фойер : Конфликт поколений основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является важной движущей силой. В основе конфликта поколений – соперничество между отцом и сыном (молодые люди пытаются занять место старших).

М. Мид : Отношения между поколениями связаны с типом обществ. развития и господствующим типом семейной организации. В истории человечества различают 3 типа культур:

а) постфигуративная (характерна для традиционных обществ. взаимоотношения возрастных слоев в нем жестко регламентированы. молодое поколение ориентируется на опыт прежних поколений, нет причин для конфликта.)                                   

Похожие материалы

Информация о работе