Экспертиза образовательных проектов

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Содержание работы

М.М. Князева

ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ


В условиях расширения инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования всё актуальнее становится глубокая и адекватная экспертиза. Однако часто эксперты создают свой "продукт" для внутреннего пользования. Школе же жизненно важна не такая, контрольно-управленческая экспертиза, а поддержка поисков коллектива, обобщённое мнение эксперта о результатах деятельности школы.

Что мы можем считать результатом, каковы слагаемые и целостность этого результата, всякая ли экспертиза может дать нам достоверную информацию и какой должна быть экспертиза в каждом конкретном случае? - вот вопросы, ответы на которые ждёт школа, разрабатывающая свой образовательный проект.

Результат

С планированием предполагаемого результата мы сталкиваемся уже на этапе предпроекта и заявляем его как основание для развертывания экспериментальной деятельности. Более того, по представленному результату судят о степени успешности эксперимента, о перспективах его развития. Мы выстраиваем эксперимент с целью получить именно то, что заявлено, а как быть в том случае, когда получено что-то другое и, может быть, не менее значимое?

Результаты эксперимента априорно носят научно-образовательный характер, но они могут быть многообразны и разноуровневы. Нередко приходилось сталкиваться с тем, когда экспериментальная площадка заявляла результатом новую модель образовательного учреждения и в погоне за ним не замечались интересные и целостные "сопутствующие" продукты эксперимента. Модель оказывалась не слишком новой и не слишком целостной, а проанализировать реальные достижения даже не пытались, поскольку надо было "вытянуть" запланированный результат.

Всё это знакомые вам ситуации.

Попробуем обозначить содержание результатов, которые обычно обнаруживаются в ходе эксперимента:

- профессионально-личностный - изменение профессиональной позиции учителей, управленцев, всего коллектива школы; повышение профессионального уровня и качества образования;

- учебно-воспитательный - повышение у учащихся интереса к учёбе и жизни школы в целом; повышение уровня образованности; выход в активную познавательно-исследовательскую позицию;

- управленческий - новые способы и оптимальные средства управления;

- социально-психологический - новые отношения субъектов образовательного процесса; психологический климат школьного сообщества;

- социальный - взаимоотношения с родителями как активными субъектами образовательного процесса; школа как открытая система, внешние контакты; повышение престижа школы во вне;

- исследовательский - разработка нового содержания образования, новых образовательных моделей;

- методический - новые способы и технологии образования;

- диагностический - адекватное представление об эффективности эксперимента;

- статусный - стабилизация деятельности учреждения в режиме развития, переход в иной статус.

Легко увидеть, что последний результат - следствие всех предыдущих, а содержание трёх ему предшествующих чаще всего заявляется в качестве планируемого. Если мы признаем значимость разносодержательных результатов, то и планировать их мы будем иначе и уж по крайней мере тщательно анализировать и проводить "ревизию" происходящего в эксперименте, чтобы вовремя увидеть положительную, продуктивную тенденцию и работать над механизмами её реализации, описанием и предъявлением.

Экспериментальная площадка в момент запуска берёт на себя обязательство создать, апробировать, диагностировать и оформить для передачи в инновационную практику некий целостный образовательный продукт.

Но этим миссия не исчерпывается, поскольку "живая жизнь" эксперимента обязывает со вниманием относиться ко всем её проявлениям. Отсюда возникает необходимость в типологизации результатов экспериментальной деятельности (см. рис.1).

Обратимся к правой стороне схемы. Запланированный результат непосредственно связан с темой эксперимента и получен в русле работы над ней. Научный руководитель берёт на себя всю полноту ответственности за определение транслируемое≥ результата. Всё, что он считает не готовым к передаче, является внутренним продуктом эксперимента. Эта позиция важна для дальнейшей работы с коллективом, поскольку возможно, что сегодняшний внутренний результат завтра может стать оригинальным транслируемым продуктом. Что-то останется "для внутреннего пользования", но работа в этом направлении уже послужила активизации профессионального роста какой-то группы учителей или кого-то индивидуально.

Перспективный результат важен как минимум с двух позиций:

- для научного руководителя, который, проанализировав ход эксперимента, полученные транслируемые и внутренние результаты, прогнозирует пути и направление развития темы, коллектива, учреждения. Определяя перспективный результат, научный руководитель может его предъявить для обсуждения руководству школы и коллективу, чтобы совместно проектировать траекторию развития;

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Статьи
Размер файла:
323 Kb
Скачали:
0