Хозяйственная реформа. Методология общественных изменений (Лекция президента международной методологической ассоциации)

Страницы работы

24 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Хозяйственная реформа

Лекция №1. 21 апреля 1999 года.

Попов С.В.: Курс рассчитан на 6 дней. Организаторы курса попросили осуществить невыполнимую задачу: очертить, чего это у нас сейчас происходит. Тем не менее, поскольку такая задача поставлена, попробуем это сделать, в том числе, естественно, с вашей помощью. Я надеюсь, Вы будете задавать вопросы и участвовать в дискуссии всеми доступными цивилизованными способами.

Программа курса, насколько я понимаю, как-то распространялась. Лекции будут посвящены целому ряду вопросов общественных изменений.

Я являюсь президентом международной методологической ассоциации, и одно из направлений, которые разрабатывают ее сотрудники и члены на протяжении последнего времени - это методология общественных изменений, т.е. как и каким образом общество и общественные структуры могут меняться и насколько могут быть осмыслены трансформации и перемены. Чтобы они происходили не в соответствии с принципом Черномырдина - "Хотели, как лучше..." а дальше - известно что, а чтобы их результаты были более или менее похожи на то, что мы хотим.

Поэтому будут рассматриваться несколько вопросов.

Первое - хозяйственная ситуация и возможности ее изменения. С нее мы начинаем просто потому, что она более знакома, хотя, может быть, она не самая важная.

Второй - реформа государственных структур.

Третье - принципы политической и общественной инженерии, т.е. как и каким образом трансформации общества могут и должны происходить.

Лекции будут проходить в течение шести дней, ежедневно в 18 часов. В субботу и воскресенье не будет. Так что теперь план вы знаете. Еще я вас прошу: когда что-то покажется сомнительным или непонятным, вы, пожалуйста, задавайте вопросы , будем все эти вещи обсуждать.

Первое, с чего мы начнем, — с обсуждения того, фактически десятилетнего периода, который довольно благополучно завершился и который теперь называется периодом реформ. Сегодня и завтра посмотрим, чем это закончилось и что будет происходить, вернее, может происходить. То, что будет происходить, во многом зависит от нас с вами, от людей, которые эту ситуацию будут менять.

Как ни парадоксально, мы сейчас находимся в ситуации, очень близкой к той, - я имею в виду идеологически и по умонастроению, - которая была в России где-то около 1929 года. Та ситуация, которую мы сейчас с вами имеем, во многом определена дискуссиями хозяйственными и экономическими до 1929 года и, соответственно, теми действиями, которые около этого времени происходили. В чем была проблема? Она, действительно, очень похожа на ту, которая сейчас: страна в значительной мере была разрушена, а затем, как вы знаете, был введен НЭП, появилась мелкая буржуазия, капиталисты, более или менее твердые деньги, и какое-то время это просуществовало - примерно то же самое, что у нас в период реформ. Но к 1929 году руководству страны, Сталину, который в то время полностью контролировал ситуацию, стало ясно, что мировой революции, на которую рассчитывали большевики, уже не будет, а следовательно, нужно в агрессивном окружении, надеясь только на свои собственные силы, выйти из этого положения и желательно произвести такие реформации, чтобы страна стала сильной и конкурентоспособной.

Если вы сейчас следите за дискуссиями, то знаете, что тема конкурентоспособности страны и сейчас является одной из основных. И проблема как раз состояла в следующем: дело в том, что люди, которые готовили все эти реформы, которые осуществились в 1929 году, на самом деле неплохо соображали. По их расчетам, мелкая нэпмановская буржуазия страну сделать конкурентоспособной была не в состоянии. То есть теоретически могла, но лет, примерно, за 150 - примерно за столько, сколько в США. Соответственно этому был принят ряд решений, которые в значительной мере сейчас на нас сказываются. Вот давайте мы этот вопрос и рассмотрим.

Общая схема будет примерно такая: что нам досталось - это примерно 1985-1991 годы, те реформы, которые в той или иной мере пытались осуществить и, соответственно, то состояние, в котором мы сейчас находимся, и возможные варианты работы с этим состоянием. Почему это важно и почему без этого нельзя обойтись? Дело в том, что как ни парадоксально (и в своей книжке 1991 года я пытался это написать), но общественные науки, которые должны отвечать за анализ состояния, как вы знаете, тогда у нас были в определенном состоянии. А сейчас они в состоянии такой экономической эйфории.. То есть то состояние, в котором мы были реально не описывали, заменяя это всякими шаблонами типа "административно-командная система", вы знаете это по газетам. А реальный анализ совершенно не проводился, и те результаты, которые мы получили, в значительной мере связаны с тем, что действуя во многом вслепую, мы получили ряд результатов, которые получили. Сейчас наши реформаторы усиленно сознаются, в том числе со страниц прессы, что были неграмотны, не очень учитывали особенности страны. Но результат есть результат: фактически для нас это уже история. Я очень коротко на этом остановлюсь, но если будут вопросы, я готов это более подробно обсудить. Тем более что мы сейчас проводим ряд мероприятий по подготовке управленцев, и я с сожалением обнаружил, что практически все, чем жили 10-15 лет назад и что являлось нормальным бытом советского человека, все уже забыто, и мы опять попадаем в ситуацию целого ряда следующих иллюзий.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Методология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
277 Kb
Скачали:
0