Фенотипическая интерпретация политической активности, страница 4

По своей психической конституции эпилептоиды - сторонники мускульной политики. Электорат они привлекают обещаниями "порядка", для наведения которого не колеблясь принимают жестокие меры. После победы в борьбе им бывает очень трудно понять и смириться с тем, что побежденные все еще имеют собственное мнение и защищают свои права, поэтому при возможности от них просто избавляются. Политические движения эпилептоидного духа склонны к тоталитаризму; противоречащие человечности режимы Сталина, Гитлера, Хусейна иллюстрируют высшее воплощение такого духа. Устойчивость подобных режимов не удивляет, поскольку они отвечают биологической натуре человека. Создав эпилептоида для поддержания в стаде иерархи-зованной дисциплины, природа вместе с тем предусмотрела, чтобы рядовые члены стада были настроены именно на такие взаимоотношения: имели готовность почитать "хозяина", слепо ему подчиняться, конформистски вести себя "как все". Таким образом, постоянно возникающие в истории цивилизации очаги тоталитаризма следует трактовать как дань биологической природе человека, побуждающей его жить по законам животного стада. Хорошо известная активизация криминального мира, наступающая при крушении тоталитарных режимов, объясняется именно тем, что эпилептоиды, через которых природный дух наиболее прямо внедряется в социальный процесс, перестают находить себе применение в структурах постепенно очеловечивающейся официальной власти и начинают сплачиваться в структуры альтернативной власти, организованные по их излюбленным принципам силы, иерархии, дисциплины, порядка.

2. Человеку с параноидной психической конституцией тоже свойственна воинственность, имеющая, однако, иную психологическую обоснованность и иной оттенок. Параноика прежде всего отличает уверенность в своей исключительности, высокое самомнение, неуемное почитание своего "я", обычно связываемое с какой-либо идеей или изобретением. Не сомневаясь в своем превосходстве, параноик убежден, что все, к чему он так или иначе притрагивается (будь то мировоззрение, политическая, научная или религиозная идея, продукт художественного или другого творчества и т.п.) приобретает почти абсолютную ценность.

В распространении и защите своих идей параноик обнаруживает полную отдачу, поразительную настойчивость и решительность, иногда жертвует своей жизнью, здоровьем, благополучием семьи и пр.: "...Если параноик приходит к какому-нибудь решению, то он ни перед чем не останавливается для того, чтобы привести его в исполнение; жестокость подчас принятого решения не смущает его, на него не действуют ни просьбы его близких, ни даже угрозы власть имеющих, да к тому же, будучи убежден в своей правоте, параноик никогда и не спрашивает советов, не поддается убеждению и не слушает возражений" (Ганнушкин, 1998, с. 132-133). Кто его ценностей не признает или даже "...думает не так, как он, тот в лучшем случае - просто глупый человек, а в худшем - его личный враг" (там же, с. 130), в борьбе с которым деликатность излишня, годится все: клевета, сплетни, шантаж, суды, жалобы, моральное или физическое уничтожение.

Биологическое назначение параноика - фанатизм в хорошем смысле слова. У каждого человека могут появиться цели (сделать заметный рывок в профессиональной деятельности, политике, спорте, построить дом и т.п.), для достижения которых обычных повседневных усилий недостаточно. В таких случаях приходится либо от этих целей отказаться, либо максимально (именно фанатично) на них сосредоточиться, временно отодвигая на второй план остальную жизнь и удовлетворяя лишь самые необходимые потребности. Параноик - это человек, постоянно находящийся в состоянии такой фанатичной сосредоточенности. В жизни есть цели, вообще недоступные усилиям рядового индивида; природа предназначила параноика именно для такого самопожертвования и неординарных усилий. Конечно, когда такие усилия направляются на никчемные или нежелательные цели, параноик становится докучливым или вообще непереносимым для окружающих.